Фернандо Ботеро Ангуло (19 апреля 1932, Медельин, Колумбия) — колумбийский художник и скульптор, один из самых известных ныне здравствующих художников Латинской Америки. Работы Ботеро узнаваемы во всем мире за его оригинальный стиль фигуративной техники – на картинах этого художника люди, а зачастую и предметы, выглядят гипертрофировано объемными. Фернандо Ботеро не только называют «главным ориентиром колумбийского и латиноамериканского искусства» - по популярности художник может посостязаться с еще одним знаменитым соотечественником, Габриэлем Гарсия Маркесом.
Особенности творчества художника Фернандо Ботеро: если в юности картины Ботеро были стилистически настолько разнообразны, что зрители могли принять их за работы разных художников, то нынешний стиль художника не меняется годами. Глядя на его очаровательных «толстяков», невозможно сказать, была работа выполнена недавно или 20 лет назад. Среди его произведений - пародии на известные полотна европейских художников:
Леонардо да Винчи,
Ван Гога,
Рафаэля,
Жана Огюста Доминика Энгра. При этом Ботеро в своём творчестве обращается и к тёмным сторонам жизни - например, к теме войны наркокланов на своей родине и издевательствам над заключёнными в тюрьме Абу-Грейб в Ираке.
Фернандо Ботеро разработал собственный узнаваемый стиль, он строится на композиционных взаимоотношениях между фигурами и пространством, которое они занимают. Его гигантские надутые тела и предметы выглядят невесомыми, несмотря на объёмы. Оригинальный «раздутый» стиль пришел к Ботеро во второй половине 1950-х годов, когда во время написания «Натюрморта с мандолиной» инструмент вдруг приобрёл гротескные размеры. Сам Ботеро настаивает, что его персонажи не жирные, а «объёмные». «Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне, но это правда. То, что я рисую — объёмно. Когда я пишу натюрморт, я также делаю его объёмным. То же самое касается животных и пейзажей, — говорит он. — Кого бы я ни писал — женщину, мужчину, собаку или лошадь, — я всегда делаю это с идеей объёма, а не потому, что одержим толстяками» - подчеркивает художник.
В картинах Ботеро присутствуют многие признаки латиноамериканского народного искусства - яркие цвета и смело очерченные формы. От себя лично он добавил отсутствие явного мазка и текстуры. Ботеро много внимания уделяет освещению в своих студиях – по его мнению, свет непременно должен падать с севера. Художник использует в живописи все традиционные материалы — масло, акварель, пастель и так далее, за исключением акрила.
Известные картины художника Фернандо Ботеро: «Президентская семья»,
«Мона Лиза в 12 лет», «Богатые дети», « Любящая пара», «Коллекционер»,
«Кот на крыше», «Танцор на полюсе».
Фернандо Ботеро Ангуло родился в Медельине 19 апреля 1932 года. Он рано осиротел – отец Фернандо умер, когда мальчику исполнилось всего 4 года. Ботеро мечтал стать тореадором и даже прозанимался несколько лет в школе матадоров, поступив в нее в возрасте 12 лет. Но потом Фернандо заявил своей крайне консервативной семье, что решил стать художником, и, несмотря на сопротивление родственников, желание свое осуществил. Свою страсть к корриде он перенес на картины, создав впоследствии серию тематических работ.
Уже в 1948 году газета El Colombiano опубликовала первые иллюстративные работы Ботеро; гонорар пошел на оплату обучения в лицее де Маринийя Антьокия. Первая персональная выставка молодого художника прошла в 1952 году в Боготе, в галерее Лео Матиса. В своем творчестве Ботеро черпал вдохновение в доколумбовом и испанском колониальном искусстве, а также в работах знаменитого мексиканского монументалиста
Диего Риверы.
В начале 1950х годов Ботеро изучал живопись в Мадриде, зарабатывая на жизнь копированием картин
Гойи и
Веласкеса для продажи туристам. Вплоть до начала 1960-х художник много путешествовал, изучая художественные сокровища в музеях Франции и Италии.
Карьера Ботеро пошла в гору 1958 году, когда он получил главный приз на Salón nacional de artistas в Боготе. После групповых и персональных выставок в Америке и Мексике, в том числе в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Ботеро был назначен профессором живописи в Художественной академии Боготы. Спустя три года нью-йоркский Музей современного искусства приобрел его картину «Мона Лиза в 12 лет». В 1973 году Ботеро приехал в Париж, где увлекся созданием скульптур, которые получили мировую известность в 1990-х годах: «Материнство», «Левая рука», «Римский солдат» и другие.
Ботеро был женат трижды, и, по утверждению художника, все его спутницы жизни были стройными женщинами. Нынешняя супруга, скульптор из Греции София Вари, по словам Ботеро, весит всего 55 килограммов. От предыдущих жён у художника четверо детей: трое от Глории Сеа, бывшего министра культуры Колумбии, а также сын от второй супруги, Сесилии Самбрано.
Фернандо Ботеро коллекционировал работы своих коллег, однако позже передал всё собрание в дар Колумбии, и оно стало основой для музея его имени в Боготе. После этого художник перестал покупать произведения искусства. Кроме того, Ботеро пожертвовал государственным учреждениям более 400 собственных картин. Впервые это произошло в 1978 году, когда Музей Антиохии в Медельине выразил желание приобрести одну из его работ.
Несмотря на то, что возраст Ботеро приближается к девяноста годам, художник вполне бодр, ежедневно много работает, притом – стоя. Ботеро – один из самых богатых художников в мире, у него есть несколько студий, где он занимается живописью - в Париже, Монте-Карло и Нью-Йорке, а также собственная литейная мастерская в Тоскане, где он работает над крупными скульптурами. Пожалуй, нет месяца в году, когда бы где-нибудь в мире не открылась выставка работ Ботеро. Художник к настоящему моменту создал более 3000 картин и более 200 скульптур.
Читайте публикации по теме в Артхиве:
Быть Ботеро: у самого известного художника Латинской Америки четыре выставки и один пожар (перевод интервью с художником);
Ботеро – 85! Десять фактов о самом знаменитом художнике Латинской Америки