Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В апреле 2017-го свой юбилей отметил самый известный из ныне живущих художников Латинской Америки — колумбиец Фернандо Ботеро. «Отцу» узнаваемых во всём мире толстяков исполнилось 85 лет. Но,несмотря на почтенный возраст и прочное финансовое положение,он до сих пор ежедневно работает,причём — стоя. Вот несколько фактов о человеке,которого называют«главным ориентиром колумбийского и латиноамериканского искусства».
«Меня поддерживает любопытство,что ж такого я ещё могу рассказать в следующей картине,и желание научиться ещё чему-нибудь с каждой новой работой», — сказал он в интервью Life!
1. Фернандо Ботеро родился в Медельине 19 апреля 1932 года и в детстве мечтал стать тореадором. В 12-летнем возрасте он несколько месяцев посещал школу матадоров,но спустя три года решил податься в художники,чем шокировал свою консервативную семью. Тем не менее,страсть к корриде у него осталась и вылилась в серию картин.
2. Карьера Ботеро пошла в гору 1958 году, когда он получил главный приз на Salón nacional de artistas в Боготе. С тех пор один из самых востребованных современных художников,пожалуй,единственный в мире,чьи работы можно было увидеть на известных проспектах и площадях мира. Среди них Елисейские поля в Париже,Гранд-авеню в Нью-Йорке,Рамбла дель Раваль в Барселоне,Торговая площадь в Лиссабоне,площадь Синьории во Флоренции и многие другие.
Бронзовая птица Фернандо Ботеро,установленная неподалёку от Раффлз-плейс в Сингапуре,пользуется большой популярностью у индийских кинорежиссёров. Фото via PBase.com
3. Свой оригинальный стиль Ботеро«нашёл» во второй половине 1950-х годов, когда во время написания«Натюрморта с мандолиной» инструмент вдруг приобрёл гротескные размеры. До этого художник изображал в основном мужчин и лошадей. Его картины были стилистически настолько разнообразны,что зрители могли принять их за работы разных художников. Нынешний же стиль Ботеро не меняется годами: невозможно сказать,была работа выполнена недавно или лет 20 назад.
Фернандо Ботеро, "Натюрморт с фруктами и чайником"
Фернандо Ботеро, "Натюрморт с ананасом"
4. Ботеро настаивает,что его персонажи не жирные,а «объёмные». «Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне,но это правда. То,что я рисую — объёмно. Когда я пишу натюрморт,я также делаю его объёмным. То же самое касается животных и пейзажей, — сказал он. — Кого бы я ни писал — женщину,мужчину,собаку или лошадь, — я всегда делаю это с идеей объёма,а не потому что одержим толстяками».
5. По словам Ботеро,все его три жены были худыми. Нынешняя супруга,скульптор из Греции София Вари,по его утверждению,весит всего 55 килограммов. От предыдущих жён у художника четверо детей: трое от бывшего министра культуры Колумбии Глории Сеа и сын от второй,Сесилии Самбрано.
Слева: Фернандо Ботеро,«Первая леди»
6. Самым важным элементом в своей студии Ботеро считает свет, который непременно должен падать с севера. Художник также использует в живописи все традиционные материалы — масло,акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
и так далее,за исключением акрила. «Мысль о том,что это — пластик,меня не привлекает», — пояснил он.
Фернандо Ботеро, "Музыканты" (2008)
Фернандо Ботеро, "Танцоры" (2002)
7. Фернандо Ботеро коллекционировал работы своих коллег, однако позже передал всё собрание в дар Колумбии,и оно стало основой для музея его имени в Боготе. После этого художник перестал покупать произведения искусства. Кроме того,Ботеро пожертвовал государственным учреждениям более 400 собственных картин. Впервые это произошло в 1978 году,когда Музей Антиохии в Медельине выразил желание приобрести одну из его работ.
8. Единственное произведение,которым Фернандо Ботеро,по его словам,хотел бы владеть, это«Крещение Христа» Пьеро делла Франческа. Картина находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне. На вопрос,на что бы художник пошёл,чтобы получить это полотно,он ответил коротко: «Украл бы».
9. Наибольшее впечатление на Ботеро во время путешествия в Испанию произвели картины Веласкеса и Гойи. Он также сделал несколько пародий на известные полотна европейских художников: Леонардо да Винчи,Ван Гога,Рафаэля,Жана Огюста Доминика Энгра и других.
Фернандо Ботеро, "Федерико II"
Фернандо Ботеро, "Мона Лиза"
При этом Ботеро в своём творчестве обращается и к тёмным сторонам жизни. Например,к теме войны наркокланов на своей родине и издевательствам над заключёнными в тюрьме Абу-Грейб в Ираке.
Фернандо Ботеро, "Абу-Грейб 55" (2005)
Фернандо Ботеро, "Христос, несущий крест" (2011)
10. По мировой популярности Фернандо Ботеро соперничает со своим соотечественником — писателем Габриэлем Гарсия Маркесом. Он один из самых богатых художников мира. Считается одним из немногих живописцев,кто ещё при жизни смог извлечь выгоду из своего огромного успеха в искусстве. Владеет домами в Монако,Италии,Греции,Колумбии и Франции,где ныне живёт.
Слева: Фернандо Ботеро. Фото via arteinvestimenti. it