Роджер Элиот Фрай (Roger Eliot Fry, 14 декабря 1866 года, Лондон – 9 сентября 1934 года, там же) – английский искусствовед и художник, введший в обиход такое понятие, как постимпрессионизм.
Особенности творчества Роджера Фрая. Художник, теоретик искусства и писатель – он был экспертом по итальянскому Ренессансу и куратором европейской живописи в знаменитом Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Позже стал одним из самых влиятельных знатоков и поборников современной французской живописи (ок. 1880-1905), для которой придумал термин постимпрессионизм. Однако, будучи поклонником постимпрессионизма и сделав многое для его продвижения в своей стране, Фрай не принял экспрессионизм, считая это движение слишком эмоциональным. Он также настороженно относился к абстрактному искусству (его картины были в основном фигуративными).
Роджер Фрай также непрерывно выпускал литературные труды. Основными стали работы по Джованни Беллини (1899), Сезанну (1927) и Матиссу (1930), издание «Дискурсов Рейнольдса», а также многочисленные эссе, включая «Видение и дизайн» (1920). В последнем «видение художника характеризуется как интенсивное и незаинтересованное, концентрированное и отстранённое», пишет философ Константин Долгов. В 1903 году Фрай стал соучредителем The Burlington Magazine – наиболее долго издаваемого арт-журнала на английском языке (он выходит и сейчас). Его живописное мастерство было относительно скромным и лучше всего проявилось в портретах членов группы Блумсбери. Некоторые из них можно найти в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Известные картины Роджера Фрая. «Автопортрет» (1928), «Портрет Вирджинии Вульф», «Эдвард Карпентер», «Тополя над рекой»
Биография
Роджер Фрай родился в богатой семье квакеров в Лондоне, его отец был судьёй. Получил высшее образование в области естествознания в Кембриджском университете, однако вскоре занялся живописью. В 1891 году он отправился в Италию, где изучал старых мастеров, а годом позже поступил в парижскую Академию Джулиана. В результате Фрай решил посвятить себя искусствоведению – этот шаг был подкреплён его дружбой с известным исследователем эпохи Возрождения Бернардом Беренсоном.
После второй поездки в Италию в 1892 году Фрай начал читать в Кембридже лекции по искусству раннего Ренессанса. В 1896 году он женился на художнице Хелен Кумб, которая родила ему двух детей – Памелу и Джулиана. К сожалению, у Хелен вскоре развилось серьёзное психическое заболевание, и в 1910 году она была помещена в психиатрическую больницу.
В 1899 году Фрай издал важную монографию о Джованни Беллини, пионере венецианской живописи XV века. В 1901 году он начал публиковаться в модном лондонском литературном журнале The Athenaeum, а двумя годами позже стал одним из основателей The Burlington Magazine. В течение десяти лет Фрай был редактором издания, а также написал более 200 статей на разные темы – от пластичности африканской скульптуры в странах к югу от Сахары до иконописи в византийскую эпоху, венецианских алтарей и неоимпрессионизма. В том же году прошла его первая персональная художественная выставка в галерее Carfax. Примерно в тогда же Фрай начал преподавать историю искусств в Школе изящных искусств Слэйда в Университетском колледже Лондона.
В 1904 году Фрай подал заявку на должность профессора искусств в Оксфорде, но её отклонили. Тогда он принял приглашение банкира, мецената и коллекционера произведений Джона Пьерпонта (J.P.) Моргана стать куратором европейской живописи в Метрополитен-музее. Фрай сопровождал магната-миллионера во время многочисленных поездок по Европе.
Во время визита в Париж в 1907 году Фрай посетил крупную ретроспективу Сезанна в Осеннем салоне. Эта выставка оказала огромное влияние на многих молодых художников, в том числе на Пикассо, который уже разрабатывал свой прототип кубизма. Фрая также поразили картины Сезанна, и с этого момента он переключил внимание со старых мастеров на искусство модерна.
В 1908 году Метрополитен-музей перевёл Фрая по его просьбе на должность «европейского советника» (эту позицию он занимал до 1910 года, когда разногласия с Морганом привели к его увольнению), и искусствовед вернулся в Англию. К тому времени он уже был признанным экспертом по искусству и крупной фигурой в арт-мире – в том числе, в кругу, известном как «группа Блумсбери». Фрай организовал первую крупную выставку современной живописи под названием «Мане и постимпрессионисты». Она не нашла положительного отклика у прессы и публики, не привыкшей к авангарду. Однако Фрая это не остановило, и в 1912 году он организовал второй показ в галереях Графтона. Это закрепило его репутацию как самого влиятельного апостола искусства модерна в Британии.
Годом позже Фрай основал Omega Workshops – фирму по производству мебели ручной работы, белья, керамики и ковров. Эти мастерские дали работу молодым художникам (включая Ванессу Белл, Дункана Гранта и Перси Уиндема Льюиса) – их наняли для оформления предметов в духе новой постимпрессионистской идиомы. К сожалению, спрос на этот вид прикладного искусства был подорван во время Первой мировой войны, и в 1920 году фирма закрылась.
После публикации эссе «Видение и дизайн» Фрай приобрёл репутацию искусствоведа, сравнимой с реноме Джона Раскина сорока годами ранее. Его жена всё ещё находилась в клинике для душевнобольных, и в 1925 году он познакомился с новой партнёршей – Хелен фон Анреп.
В 1927 году Фрай второй раз потерпел фиаско при попытке получить пост профессора в Оксфорде. Лишь в 1933 году ему предложили аналогичную профессорскую должность в Кембридже – и он её принял. К сожалению, через год он скончался от сердечной недостаточности, получив травмы после падения в своём доме.
Автор: Влад Маслов