• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Портрет композитора М. П. Мусоргского

Предложить название
1881, 71.8×58.5 см • Масло, Холст
Аннотация
Портрет Мусоргского Репин написал за четыре дня: с 14 по 17 марта. Картина создавалась в больнице, куда друзья поместили композитора во время приступа белой горячки. Вся трагедия большого таланта, сгоревшего от нервной болезни и алкоголизма, передана в этом портрете – единственном прижизненном изображении Мусоргского.

Павел Третьяков купил портрет, не видя его, а лишь услышав, что Репин в госпитале пишет больного Мусоргского. Близко знавший и Мусоргского, и Репина критик Владимир Стасов так охарактеризовал эту работу: «Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета – так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».

Нужно совсем плохо знать Илью Репина, чтобы предположить, что ему это понравилось. Он был возмущен статьей Стасова, о чем тому и сообщил в письме, уверяя, что она «похожа на рекламу, страдает преувеличенностью и сильным пристрастием».

Особая проникновенность этого портрета обусловлена тем, что меньше всего в своем состоянии Мусоргский мог «позировать». Не имея возможности установить мольберт, Репин просто пристраивался рядом с тяжело больным другом и чуть ли не «на коленке» писал Мусоргского. В запахнутом больничном халате поверх рубашки, с всклокоченными волосами, с непередаваемыми болью, отчаяньем и будто ощущением близости смерти в глазах Мусоргский кажется на этом портрете замершим то ли во мгновении, то ли в вечности.

Репин не льстил товарищу – красный нос, круги под глазами недвусмысленно указывают на то, что именно сгубило его талант. Правда, глубокий зеленый цвет больничного халата частично компенсирует красный цвет лица, но украшательством это не назовешь. При этом лицо, глаза, вся фигура изображенного полны достоинства и мужественного приятия своей судьбы. Репину удалось вместить в написанный за четыре дня портрет физическое и душевное измученное состояние композитора, передать его страдания и при этом его несгибаемую силу духа. Титан, сломленный, но непокоренный собственной слабостью и невзгодами – таков Мусоргский на портрете Репина.

Кстати, именно Модесту Мусоргскому посвящена последняя картина самого Репина, которую он писал в ставшем после революции финской территорией своем поместье в Куоккале – «Гопак». В письме Чуковскому Репин предчувствует, что эта картина останется неоконченной: «Такая досада: не удастся кончить…».

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

С этой работой в подборки добавляют

Николай Александрович Ярошенко. Курсистка (писательница А.К. Дитерихс)
2
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс)
Николай Александрович Ярошенко. Студент
1
Студент
Николай Александрович Ярошенко. Всюду жизнь
1
Всюду жизнь
Илья Ефимович Репин. Портрет композитора А.К. Глазунова
0
Портрет композитора А.К. Глазунова
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон