Регистрация
Эндрю Уайет
Эндрю
 Уайет
США 1917−2009
Подписаться259                
Подписаться259                
Биография и информация
 
Эндрю Уайет (англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, Чеддс-Форд) — американский художник, который за всю свою долгую жизнь не изменил ни родному городу, ни раз и навсегда выбранному стилю — реализму.

Особенности творчества художника Эндрю Уайета: предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.

Известные картины Эндрю Уайета: «Мир Кристины», «Ветер с моря», серия «Хельга».

Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и, вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была самоубийственная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек, в том, что он дискредитировал художественный реализм.

Уайет никогда не был модным художником: порой, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 63-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев — там, где им полагается быть».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в крошечном городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец — Ньюэлл Уайет — был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом, случалось, приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.

Ньюэлл главным образом специализировался на детских книгах. И повседневная жизнь в поместье Уайетов тоже напоминала сказку: дом был битком набит пиратскими сундуками, рыцарскими плюмажами, индейскими томагавками и прочим реквизитом, который был нужен Ньюэллу для работы. Рядовое празднование Хэллоуина в доме Уайетов могло посоперничать с театральной постановкой средней руки. Каждую рождественскую ночь Ньюэлл Уайет, не считаясь с вероятностью бытового травматизма, забирался на крышу в костюме Санты и проникал в собственный дом через дымоход. Он делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

Впрочем, не только в своих — у Ньюэлла были десятки учеников. Окрестности были густо уставлены мольбертами. Близлежащие амбары, гаражи и все, что только можно, было переоборудовано в художественные мастерские. Случись вам побывать в 20-е годы прошлого века в Чеддс-Форд, вы не прошли бы и ста шагов, не споткнувшись о какое-нибудь перепачканное красками юное дарование.

Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.

Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты. Частой гостьей на них стала незримая, но оттого не менее завораживающая героиня — Смерть.

Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов — вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет очень дорожил таким уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Он рисовал только эти два места. «Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он. — Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность».

По большей части Эндрю Уайет коммуницировал с цивилизацией через свою жену — Бетси Джеймс. Бетси хорошо понимала его творчество и к тому же обладала недюжинными организаторскими способностями. В интервью она сравнивала себя с режиссером, в чьем распоряжении оказался лучший в мире актер. Бетси давала картинам названия, она без устали общалась с галеристами и коллекционерами, составляла каталоги — словом, вела бизнес энергичной и твердой рукой. Младший сын художника — Джейми Уайет, тоже художник — шутил, что однажды обнаружил в ящике маминого стола фотографию отца с инвентарным номером на лбу.

Само собой, такой интроверт, как Уайет, ревниво оберегал границы своего мира даже от жены. Иногда — особенно от нее.

В 1986 году Уайет обнародовал серию картин под общим названием «Хельга». В начале семидесятых он познакомился с жившей по соседству с его летним домом в Кушинге Хельгой Тесторф. С тех пор Хельга была его постоянной моделью. Об отношениях (определенно выходящих за рамки профессиональных) знали только пара-тройка близких друзей. Когда журналисты, привыкшие, что от лица Уайета традиционно говорит Бетси, спросили ее, что все это значит, та лаконично ответила: «Любовь». Она была раздосадована: 15 лет жизни, почти 250 картин, и все это вне ее контроля. «Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?! — говорил позднее Уайет. — Нет, я знаю, я — змея в овсе… Я — мастер уверток…».

Как бы виртуозно не маневрировал Уайет, всенародная любовь и признание критиков его все-таки настигли. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек — отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 года. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне, — сказал он незадолго до смерти, — я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать дальше
Работы понравились

Лента
В мире искусства часто кипят нешуточные страсти. Многие художники – люди темпераментные и эмоциональные, а пристально следящие за каждым их шагом поклонники и критики почти не оставляют шансов на сохранение приватности. Интимные связи становятся предметом горячих обсуждений, любая натурщица в глазах обывателя превращается в любовницу, и даже обычный портрет может стать поводом для скандала.


Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Столетие со дня рождения одного из самых знаменитых американских художников XX века отмечает Художественный музей Сиэтла . Выставка  «Эндрю Уайет. В ретроспективе» – это крупнейший обзор творчества живописца, организованный за восемь лет, прошедших с его смерти. Экспозиция из 110 лучших картин и рисунков Уайета бросает вызов традиционному представлению о нём, как о реалисте и предлагает…


Boris Shlafer
Boris Shlafer
, 1 ноября 13:58 0
Спасибо Влад за прекрасную статью о выставке Андрю Уаета в нашем музее. Выставка действительно чудесная; очень хорошо подготовлена. Картины снабжены содержательными текстами и аудо материалами которые можно слушать со своего мобильного телелфона. Прекрасный каталог и плакат к выставке. Поражает количество работ художника представленных на выставке и количество музеев и частных лиц предоставивших эти чудесные картины. Меня очень удивил наплыв посетителей в музее, и это не смотря на то, что в этот день близко от музея проходила игра местной команды по американскому футболу. Конечно-же я планирую посетить выставку еще несколько раз и насладиться картинами. Некоторые из картин я видел на выставки Уаетов в Ленинградской Академии Искусств в 1987 году. Интересно, что одновременно с выставкой в Сиэтле, портландский художественный музей проводит выставку картин всей семьи Уаетов. Я уже посетил эту выставку. Прекрасное дополнение.
Boris Shlafer
Boris Shlafer
, 1 ноября 14:01 0
Влад, я думаю, что подпись под картиной Автопортрет. Снежный холм не совсем верная. Картина просто называется Снежный холм. Чудесная картина, которая показывает веселье, но на самом деле очень грустная. Андрю Уает пишет своих любимых героев в последний раз.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 221 работа
Эндрю Уайет. Мир Кристины
67
Мир Кристины
1948, 81.9×121.3 см
Эндрю Уайет. Карл
10
Карл
1948, 59×77 см
Эндрю Уайет. Майский день
7
Майский день
1960, 31.8×73.7 см
Эндрю Уайет. Воронья роща
3
Воронья роща
1985, 76.2×66 см
Эндрю Уайет. Вдали от дома
13
Вдали от дома
1952, 34.3×53.3 см
Эндрю Уайет. Птица в доме
11
Птица в доме
1984, 69.8×52.7 см
Эндрю Уайет. Угол
18
Угол
1953, 34.3×54.6 см
Эндрю Уайет. Длинная цепь. Набросок для "Дня сурка"
6
Длинная цепь. Набросок для "Дня сурка"
1959, 35.6×50.8 см
Эндрю Уайет. Остров Литтл Колдуэлл
5
Остров Литтл Колдуэлл
1940, 81.3×101.6 см
Посмотреть все 221 работу художника
HELP