Регистрация
Эндрю Уайет
США 1917−2009
Подписаться119             
Подписаться119             
Биография и информация
 
Эндрю Уайет (англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, Чеддс-Форд) — американский художник, который за всю свою долгую жизнь не изменил ни родному городу, ни раз и навсегда выбранному стилю — реализму.
Особенности творчества художника Эндрю Уайета: предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.
Известные картины Эндрю Уайета: «Мир Кристины», «Ветер с моря», серия «Хельга».

Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была самоубийственная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек, в том, что он дискредитировал художественный реализм.

Уайет никогда не был модным художником: порой, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 63-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев — там, где им полагается быть».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в крошечном городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец — Ньюэлл Уайет — был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом, случалось, приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.

Ньюэлл главным образом специализировался на детских книгах. И повседневная жизнь в поместье Уайетов тоже напоминала сказку: дом был битком набит пиратскими сундуками, рыцарскими плюмажами, индейскими томагавками и прочим реквизитом, который был нужен Ньюэллу для работы. Рядовое празднование Хэллоуина в доме Уайетов могло посоперничать с театральной постановкой средней руки. Каждую рождественскую ночь Ньюэлл Уайет, не считаясь с вероятностью бытового травматизма, забирался на крышу в костюме Санты и проникал в собственный дом через дымоход. Он делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

Впрочем, не только в своих — у Ньюэлла были десятки учеников. Окрестности были густо уставлены мольбертами. Близлежащие амбары, гаражи и все, что только можно, было переоборудовано в художественные мастерские. Случись вам побывать в 20-е годы прошлого века в Чеддс-Форд, вы не прошли бы и ста шагов, не споткнувшись о какое-нибудь перепачканное красками юное дарование.

Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.

Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты. Частой гостьей на них стала незримая, но оттого не менее завораживающая героиня — Смерть.

Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов — вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет очень дорожил таким уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Он рисовал только эти два места. «Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он. — Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность».

По большей части Эндрю Уайет коммуницировал с цивилизацией через свою жену — Бетси Джеймс. Бетси хорошо понимала его творчество и к тому же обладала недюжинными организаторскими способностями. В интервью она сравнивала себя с режиссером, в чьем распоряжении оказался лучший в мире актер. Бетси давала картинам названия, она без устали общалась с галеристами и коллекционерами, составляла каталоги — словом, вела бизнес энергичной и твердой рукой. Младший сын художника — Джейми Уайет, тоже художник — шутил, что однажды обнаружил в ящике маминого стола фотографию отца с инвентарным номером на лбу.

Само собой, такой интроверт, как Уайет, ревниво оберегал границы своего мира даже от жены. Иногда — особенно от нее.

В 1986 году Уайет обнародовал серию картин под общим названием «Хельга». В начале семидесятых он познакомился с жившей по соседству с его летним домом в Кушинге Хельгой Тесторф. С тех пор Хельга была его постоянной моделью. Об отношениях (определенно выходящих за рамки профессиональных) знали только пара-тройка близких друзей. Когда журналисты, привыкшие, что от лица Уайета традиционно говорит Бетси, спросили ее, что все это значит, та лаконично ответила: «Любовь». Она была раздосадована: 15 лет жизни, почти 250 картин, и все это вне ее контроля. «Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?! — говорил позднее Уайет. — Нет, я знаю, я — змея в овсе… Я — мастер уверток…».

Как бы виртуозно не маневрировал Уайет, всенародная любовь и признание критиков его все-таки настигли. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек — отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 года. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне, — сказал он незадолго до смерти, — я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать дальше
Работы понравились

Лента
Эндрю Уайет. Из серии "Хельга"
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Эндрю Уайет. Спальня хозяина

Кэтрин Квин
, 8 сентября 2015 08:38 2
Самые замечтальные картины *построены* обычно из самых простых и обыденных вещей. Но вдохнуть в эти простые вещи жизнь дано только Мастеру. Хозяина нет не картине, но как же много *сказал* нам о нём художник! Великолепная работа!
Кэтрин Квин
, 12 сентября 2015 19:52 1
Такая же чудесная работа. Так смотришь и представляешь себе ясно весь прошедший день уставшей собачки - и её радости, и её горести, и собачьи сны. Глядя на такие картины начинаешь, что любого можно научить рисовать, а вот ПЕРЕДАВАТЬ ИСТОРИЮ личности, животного или предмета на полотне научить невозможно никого. Это либо есть, либо нет.
Ольга Потехина
, 12 сентября 2015 23:43 0
точно так! мне даже кажется что она лапой во сне подергивает... :)
Вся лента
Работы художника
всего 141 работа
Эндрю Уайет. Мир Кристины
30
Мир Кристины
1948, 81.9×121.3 см
Эндрю Уайет. Карл
6
Карл
1948, 59×77 см
Эндрю Уайет. Белые цветы
5
Белые цветы
Эндрю Уайет. Просторы
2
Просторы
Эндрю Уайет. Вдали от дома
8
Вдали от дома
1952, 34.9×54.6 см
Эндрю Уайет. Тени
8
Тени
Эндрю Уайет. Заснеженные дома
6
Заснеженные дома
Эндрю Уайет. Сюжет 91
6
Сюжет 91
Эндрю Уайет. Сюжет 90
4
Сюжет 90
Посмотреть все 141 работу художника
HELP