Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Юдит Лейстер
Юдит
 Лейстер
Нидерланды 1609−1660
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родилась в семье портного и пивовара. В 1633 была принята в Гильдию Святого Луки — союз художников Харлема. В 1636 вышла замуж за художника Моленара, переехала в Амстердам. Родила пятерых детей. Преобладающая часть её работ относится к 1629—1635.

Автор портретов, натюрмортов, произведений жанровой живописи, в которых ощутимо влияние Франса Халса (есть предположения, что Лейстер была его ученицей) и караваджистов утрехтской школы (Г. ван Хонтхорст, Х. Тербрюгген). Стала первой женщиной в рядах членов харлемской Гильдии Святого Луки. Несколько её полотен изображают женщин за домашними занятиями, что было новым для живописи 1620—1630-х годов.

С 1629 года Лейстер стала посещать мастерскую Хальса в Харлеме, а в 1633 году художница выходит замуж за Я. М. Моленара, жанрового живописца, тоже ученика Хальса. Все это способствовало тому, что Юдит Лейстер стала ярой последовательницей Хальса. Однако в ее творческой биографии есть факты, которые наложили определенный отпечаток на формирование ее вкусов.

Еще до того как попасть в мастерскую Хальса, Лейстер прошла первое профессиональное обучение в мастерской утрехтского караваджиста (его имя неизвестно, но, вероятнее всего, это был Хенрик Тербрюгген). Собственно, утрехтские караваджисты представляли собой целую группу живописцев, которые, изучив в Италии классическое искусство, стали приверженцами итальянского караваджизма. Они выступали против возвышенных и далеких от жизни принципов академизма и ратовали за обращение к обыденной действительности, к прозаическому быту простых людей. Одной из характерных черт утрехтского караваджизма, да и караваджизма вообще, был пристальный интерес к проблеме света и его передачи в картине. Любовь к светотеневым эффектам придавала полотнам караваджистов особую жизненность, полную трепетности атмосферу реального окружения. Караваджисты сознательно нарушали созданную академизмом границу между зрителем и искусством. Очень часто их модели обращаются непосредственно к тому, кто созерцает картину, улыбаются ему, жестикулируют. Образуется непосредственный контакт со зрителем.

Всему этому Юдит Лейстер научилась у караваджистов. Особенно характерной для ее художнического темперамента оказалась любовь к эффектам света и тени. Но сюжеты караваджистов, порой грубые и фривольные, в ее творчестве приобрели особую женственность и мягкость, а контрасты света и тени—сглаженность и утонченность.

Ранние работы Лейстер, выполненные в Утрехте, полностью отвечают живописным принципам караваджистов. Известны ее полуфигурные изображения Гераклита и Демокрита (собрание Дюгтерен в Арнеме), написанные совершенно в духе X. Тербрюггена. Но на этом, собственно, увлечение караваджизмом заканчивается, хотя в этой или иной форме художница всю жизнь отдавала ему дань. С переездом в Харлем меняется не только живописная манера Лейстер, но и вся ее судьба как художника.

На рубеже 20-х — 30-х годов она пишет несколько произведений, которые свидетельствуют о глубоком проникновении в живописную манеру Франса Хальса, об увлечении ею. Лейстер создает те же портреты-жанры, что и ее великий учитель. Таковы, например, ее «Веселые пьяницы» из коллекций берлинской картинной галереи, где изображены типичные среднего класса харлемские буржуа в момент веселого времяпрепровождения. Картины эти, в которых нет ни малейшего элемента дидактики, а лишь искренняя констатация факта, призваны были висеть, конечно, в зале для гостей или столовой, как бы приглашая зрителей последовать примеру их героев.

Юдит Лейстер настолько замечательно усвоила живописные особенности хальсовского письма с его широким смелым мазком, что и по сей день некоторые произведения художницы считаются принадлежащими кисти великого мастера. И все же в целом Лейстер—явление совершенно иного масштаба, чем Хальс. Она—лишь талантливый подражатель, умело развивающий чужие идеи. Голландское искусство того времени было богато такими мастерами. Именно их называли «малыми голландцами».

В некоторых своих произведениях Лейстер демонстрирует известную независимость от хальсовского влияния. Ее «Лютнистка"—пример того, как художница создает свой собственный образ. И лишь резкая светотеневая моделировка свидетельствует о караваджистских тенденциях в ее творчестве.

Вскоре после замужества Лейстер переселяется в Амстердам. Здесь наступает еще один перелом в ее творчестве. Художница оставляет хальсовскую манеру. Немногочисленные произведения этого времени говорят о влиянии Вермеера, хотя она по-прежнему обращается к типу портрета-жанра. Светотеневые эффекты в ее живописной палитре сглаживаются, постепенно исчезают, превращаясь в утонченную игру различных световых и цветовых оттенков. Однако период увлечения вермееровской световой стихией непродолжителен. Мы почти не знаем поздних произведений Юдит Лейстер. Возможно, что в последние годы жизни она вообще оставила по тем или иным причинам живопись. Поэтому для истории искусства она осталась прежде всего верным последователем Франса Хальса.

Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander

Лента
Юдит Лейстер. Флирт
Юдит Лейстер. Мальчик с виноградом
Юдит Лейстер. Портрет юного художника (Мастерская Франса Хальса, приписывается Юдит Лейстер)
Юдит Лейстер. Портрет женщины
Юдит Лейстер. Два музыканта
Юдит Лейстер. Веселая компания
Юдит Лейстер. Девочка и мальчик играют в крокет
Юдит Лейстер. Карточный игрок
Юдит Лейстер. Портрет мальчика, пускающего пузыри
Юдит Лейстер. Портрет мальчика с кошкой
Юдит Лейстер. Цветы в вазе
Юдит Лейстер. Автопортрет
Юдит Лейстер. Мужчина с перчатками. Портрет Винсента Лоуренса ван дер Винна
Юдит Лейстер. Натюрморт с яблоками и виноградом
Юдит Лейстер. Портрет бородатого мужчины
Юдит Лейстер. Поющая девочка
Юдит Лейстер. Скрипач с черепом
Юдит Лейстер. Семья солдата
Юдит Лейстер. Мать с детьми, шьющая при свете лампы
Юдит Лейстер. Концерт
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 47 работ
Юдит Лейстер. Пирующая пара
0
Пирующая пара
1630, 68×54 см
Юдит Лейстер. Мальчик и девочка с кошкой и угрем
1
Мальчик и девочка с кошкой и угрем
1630-е , 59×49 см
Юдит Лейстер. Игры в карты
0
Игры в карты
1633, 54.1×43.4 см
Юдит Лейстер. Ребенок в соломенной шляпе
0
Ребенок в соломенной шляпе
1630-е , 36.2×31 см
Юдит Лейстер. Веселое трио
0
Веселое трио
1631, 74.4×62.9 см
Юдит Лейстер. Тюльпан I
0
Тюльпан I
1643, 39.7×28.5 см
Юдит Лейстер. Автопортрет
2
Автопортрет
1630, 74.6×65.1 см
Юдит Лейстер. Последняя капля (Веселый кавалер)
3
Последняя капля (Веселый кавалер)
1639, 89.2×73.6 см
Юдит Лейстер. Портрет неизвестной женщины
0
Портрет неизвестной женщины
1635, 54×41 см
Посмотреть все 47 работ художника
HELP