Дипломная работа в ВАХ - "На сенокосе", оценка - удовлетворительно. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца, педагога.
Родился в 1946 году в городе Ржеве. Окончил Среднюю Художественную школу им. Б.В.Иагонсона, затем в 1970 году – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина по мастерской живописи профессора А.Д.Зайцева.
С 1980 года Н.П.Пятахин – член Ленинградского Союза художников. С 1973 года по настоящее время постоянный участник выставок, числом более сорока, из которых:
республиканских - одиннадцать, зональных - девятнадцать, городских – двенадцать, в составе группы «Основа» - шесть, персональных - две.
Более двадцати произведений Николая Пятахина приобретены крупнейшими художественными организациями: Министерством культуры, Союзом Художников России и музеями страны. Среди этих полотен такие картины как: «Утро» 1979г., х.м. 85/60; «Портрет молодой женщины» 1976г., х.м. 8064; «На битву за вольную Русь» 1980г., х.м. 160120; «На покосе» 1985г, х.м.9268; «Односельчане» 1986-1987гг, х.м. 8060; «За Русь единую» 1990 г., х.м. 12098 и другие. Работы художника находятся: в музее – панораме «Сталинградская битва» - Волгоград (1985г.); в петербургском музее «Политической истории России» (2000-2001гг.); в Горном институте; и в Государственном музее изобразительных искусств г. Брянска «Кормление в мастерской» 1979г. х.м. 8785,5.
Графические и живописные произведения Н.Пятахина принадлежат коллекционерам в Петербурге, Луганске, Риге, Париже, Калгари, Лос-Анджелесе и др.
О творчестве живописца в периодической печати (с 1973 по 2007гг.) писали петербургские и московские искусствоведы: М.Коган, А.Муратов, В.С.Манин, Н.Погодин, Г.Кекушева, А.Боровский, О.Звенигородская. Наиболее значимые публикации – статья А.Муратова «Классические традиции в современном искусстве» ж. «Художник» №4, с. 10-14; воспроизведение трёх картин в антологии «Три века русской живописи» СПб,1994г.;воспроизведение в третьем томе анталогии "Русская живопись XXвека" В.С.Манин "Аврора"СПб стр.283, 284, 285,289, 2007; каталог выставки В.Бантиков, А.Булдаков, Н.Пятахин, И.Фадин. Л.1989г. и каталог выставки «Москва-Петербург» Москва, Большой манеж «2001г.
Непрестанно работая в мастерской, как живописец, художник много сил отдаёт преподавательской деятельности с 1972 по 1976гг. – ДХШ №1 и с 1976г. по настоящее время – СПбГАСУ. Ему в 1995 году присвоено учёное звание доцента по кафедре рисунка. Занимая должность профессора в С-Пб Государственном Архитектурно-строительном Университете, Н.Пятахин создает уникальный метод преподавания, идеи которого изложены в его пособии для студентов «Изобразительная композиция. Введение в изобразительное мышление» СПб, 1994г.В 2008г. у него изданы методические посодия "Формирование композиционного мышления. ЧастьI.Концепция метода.Система заданий"и "Формирование композиционного мышления. ЧастьII. Натюрморт.Система заданий".
Н.Пятахин не ограничивается каким-либо одним жанром, им написаны и натюрморты, и портреты, и пейзажи, но главное в его творчестве – это картины, в которых его композиционный дар проявляется наиболее ярко. В наследии мастера можно увидеть несколько ведущих тем, образующих своеобразные серии. Среди них: материнство, семья («Мать и дитя»1975г., «Семья в деревне»1976г., «Колыбельная в краю озёр»1989г., «Первенец»1986г., «Первые шаги»1992г.); мир мастерской художника раскрыт в работах («Художник и модель»1976г., «Воскресный день в мастерской»1980г., «После вернисажа»1985г.); героизм русского воинства отображён в триптихах, посвящённых Куликовской битве и Великой Отечественной войне 1980 и 1984гг; Облик тверской земли запечатлен в холстах, написанных в 1970х-1990х годах, - («Деревня под радугой»1977г., «Сенокос. На земле Веницианова»1985г., «На тверской земле»1989г., «Гроза в деревне»1989г.). В последнее десятилетие в его творчестве возникает цикл холстов, который можно было бы назвать «Русь православная»- например: «О, Русь взмахни крылами!»1990г., «Распятие»1993г «Забытый храм»1994г., «Поклонение младенцу»1995г.
Над какой бы темой ни работал живописец, он пытается выявить идеальный смысл изображаемого, сохраняя ощущение полнокровности бытия. Осуществлённый в реалистической традиции, художественный мир его полон живых образов и идей, воплощающий высокий эпос бытия и добромыслия.