войти
опубликовать

Николай
Иванович Аргунов

Россия • 1771−1829

Биография и информация

Николай Иванович Аргунов (1771 – после 1829) учился у отца Ивана Петровича Аргунова. АРГУНОВЫ, семейство русский архитекторов и художников, искусство которых представляет творчество русских крепостных мастеров. Все члены этого семейства были крепостными графов Шереметевых.

В 1790-е годы совершенствовал мастерство, копируя картины Эрмитажа. В 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис (Т.В.Шлыковой-Гранатовой, 1789; а также П.И.Ковалевой-Жемчуговой в красной шали, 1802, и полосатом халате, 1803, все в Музее-усадьбе Кусково).

Аргунов Николай Иванович

(1727-1862 гг.)

В русском изобразительном искусстве XVIII-го - первой половине XIX-го века семья Аргуновых занимает особое место. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры.

Начало славы династии Аргуновых положил отец - Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе А. Лосенко и, недолгое время - Левицкий. (Работы кисти И.П. Аргунова - "Портрет Х.М. Хрипуновой", 1757 г. >>>, "Портрет П.Б. Шереметева", 1760 г. >>>, "Портрет И. Екимова", 1790 г. >>>).

Николай Иванович Аргунов продолжил дело своего отца. Много сил и творческой энергии затратил Аргунов на изготовление копий с картин модных художников. Со временем стало очевидно, что Николай Аргунов не только самобытный мастер - он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций.

Старательный и способный ученик своего отца, художник уже в 17-18 лет работает на хорошем профессиональном уровне. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т.В. Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве). Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). Благородством и одухотворенностью привлекает созданный художником портрет замечательной крепостной артистки Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей женой графа Н.П. Шереметева >>>. Строгой правдивостью, едва ли не документальной точностью отличаются портреты сына Ковалевой-Жемчуговой Д.Н. Шереметьева и московского генерал-губернатора времен наполеоновского нашествия графа Растопчина. В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный "Портрет неизвестного" >>>.

Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова.

Его модели почти никогда не были окружены для него романтическим ореолом. Скромные, объективные по своему подходу к модели лучшие портреты Аргунова являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью.