• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Иван Петрович Аргунов
Россия 1729−1802
Подписаться2             
Подписаться2             
Биография и информация
 

Из крепостных графа Шереметева.

Учился портретной живописи у иностранных художников, был знаменит в середине XVIII века.

По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Академии худ.), И. И. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович?) (академик).

Работал в Москве, Петербурге, в пригородах — Останкино, Кусково.

Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов.

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.

А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.ЛОСЕНКО, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.

Судя по всему, в 1746−47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. ГРООТA, придворного художника императрицы Елизаветы. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

В будущем Аргунов станет писать мягче и «технически совершеннее», однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.

Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К. А. и Х. М. Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П. Б. Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В. А. Шереметевой"и др.). Среди них выделяется «Портрет В. П. Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ — «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) — первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов — сын).

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Иван Петрович Аргунов. Портрет графини Толстой
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 17 работ
Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой
0
Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой
1760, 73×92 см
Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой
0
Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой
1786, 67×85 см
Портрет гр. Петра Борисовича Шереметьева
0
Портрет гр. Петра Борисовича Шереметьева
1760, 73×92 см
Портрет Екатерины II
0
Портрет Екатерины II
1762, 176×245 см
Автопортрет
1
Автопортрет
1750, 64×83 см
Портрет гр. Н.П. Шереметьева в детстве
0
Портрет гр. Н.П. Шереметьева в детстве
1750, 47×56 см
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
0
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
1754, 62×81 см
Портрет князя И. П. Голицына
0
Портрет князя И. П. Голицына
42×56 см
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
0
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
1754, 62×81 см
Посмотреть все 17 работ художника