Регистрация
Иван Петрович Аргунов
Иван
 Петрович Аргунов
Россия 1729−1802
Подписаться3             
Подписаться3             
Биография и информация
 

Из крепостных графа Шереметева.

Учился портретной живописи у иностранных художников, был знаменит в середине XVIII века.

По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Академии худ.), И. И. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович?) (академик).

Работал в Москве, Петербурге, в пригородах — Останкино, Кусково.

Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов.

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.

А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.ЛОСЕНКО, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.

Судя по всему, в 1746−47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. ГРООТA, придворного художника императрицы Елизаветы. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

В будущем Аргунов станет писать мягче и «технически совершеннее», однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.

Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К. А. и Х. М. Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П. Б. Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В. А. Шереметевой"и др.). Среди них выделяется «Портрет В. П. Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ — «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) — первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов — сын).

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Иван Петрович Аргунов. Умирающая Клеопатра. 1750
Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784
Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной в белом (Портрет Т.А. Ветошниковой ) . 1786
Иван Петрович Аргунов. Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова. 1757
Иван Петрович Аргунов. Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского. 1750
Иван Петрович Аргунов. Портрет калмычки Аннушки. 1767
Иван Петрович Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750 - 1760-е  х.м. 86 x 71
Иван Петрович Аргунов. Портрет главного архитектора адмиралтейства М.Н.Ветошникова. 1787
Иван Петрович Аргунов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1762
Иван Петрович Аргунов. Иисус Христос. 1753
Иван Петрович Аргунов. Богоматерь. 1753
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Копия с гравюры Е.Г.Виноградова (1761, ГТГ), выполненной по оригиналу П.Ротари
Иван Петрович Аргунов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1762
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1762
Иван Петрович Аргунов
131×95 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 28 работ
Иван Петрович Аргунов. Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой
0
Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой
1760, 73×92 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой
0
Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой
1786, 67×85 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет гр. Петра Борисовича Шереметьева
0
Портрет гр. Петра Борисовича Шереметьева
1760, 73×92 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет Екатерины II
0
Портрет Екатерины II
1762, 176×245 см
Иван Петрович Аргунов. Автопортрет
1
Автопортрет
1750, 64×83 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет гр. Н.П. Шереметьева в детстве
0
Портрет гр. Н.П. Шереметьева в детстве
1750, 47×56 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
0
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
1754, 62×81 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет князя И. П. Голицына
0
Портрет князя И. П. Голицына
42×56 см
Иван Петрович Аргунов. Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
0
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской
1754, 62×81 см
Посмотреть все 28 работ художника
HELP