Регистрация
1887, 53×68 см • Масло, Холст

Описание картины «На бульваре»

Картина Маковского «На бульваре», на первый взгляд, представляет собой будничную сцену. Но всмотревшись пристальнее, мы увидим завязку семейной драмы.

Достаточно четко можно определить место действия – это Сретенский бульвар. По тем временам – рабочий район, аристократы тут не гуляли. На скамье молодой и, очевидно, подвыпивший мужчина играет на гармони, рядом с ним ссутулившаяся женщина, сжимающая в руках… сверток? Да это же запеленатый младенец! Что же между ними происходит? Да честно говоря, на картине – ничего, они выглядят чужими друг другу людьми, случайно оказавшимися рядом. Чтобы понять смысл происходящего, придется воссоздать исторический контекст.

Перед нами во всей красе предстает процесс, именуемый «раскрестьяниванием русской деревни». В поисках заработка крестьяне покидали обнищавшие деревни, уходили в город, нанимались в услужение или в разнорабочие. Этот процесс протекал весьма и весьма болезненно – оторванные от своих основ, вчерашние крестьяне оказывались беззащитны перед влиянием городских трущоб. Их выносило на перепутье: уже не деревенские, еще не городские, позабывшие одну родину и не нашедшие другой. Мы видим один из результатов этого процесса: из деревни к мужу-мастеровому приехала жена с грудным ребенком. Скорее всего, отец еще не видел младенца. Вероятно, собрать деньги на эту поездку ей было непросто. А уж как ждала она этой встречи, как представляла ее! Да явно иначе представляла, чем она сейчас происходит…
Ощутивший себя «городским», нарядившийся в красную рубаху по случаю воскресного дня, парень выглядит и равнодушным, и досадующим на внезапную помеху – приехала тут, выходной день портит, да еще и перед городской публикой позорит, мол.

Щеки его рдеют – явно принял на грудь, с утомленно-равнодушным видом он играет на гармони, весь он повернулся прочь от ненужных теперь жены и ребенка. А в лице женщины – отчаянье и беспросветная скорбь. Только что рухнул ее мир. Уставившись неподвижным взглядом вниз, потупившись, прижимая к себе сверток с ребенком, она кажется заледеневшей в своем горе. Ее надежда и опора, ее муж вместе с «прахом деревни» отряхнул с щегольских своих сапог и былые привязанности. Его будущее, впрочем, тоже особого оптимизма не внушает. Сопьется же, как пить дать!

В ряд с этой картиной становятся и другие работы Маковского на тему взаимоотношений города и деревни. Не из этого ли мальца вырос играющий на гармони мастеровой? И не такая ли судьба ждет младенца, которого сейчас мать прижимает к себе? Не таким ли предстает «светлое будущее» новоявленного городского щеголя? А ведь в детстве наверняка носился с другими ребятишками, играя в бабки. Но срок беззаботного детства бедняка недолог.

Пейзаж картины Маковского "На бульваре" является отличным эмоциональным аккомпанементом для происходящей на наших глазах драмы. Промозглый, скорее всего, ноябрьский день, разлитая в воздухе сырость, от которой хочется зябко поёжиться, ощущение только что прошедшего дождя, отблески мокрых крыш… Одиночество и бессмысленность, кажется, заполнили и бульвар, и людей на нем. Случайные прохожие в глубине картины лишь подчеркивают отчужденность главных героев друг от друга и от мира.

Картина «На бульваре» была впервые показана в 1887 году на 15-й выставке Товарищества передвижников. Тогда же ее приобрел Павел Третьяков за 1500 рублей – на тот момент это было достаточно высокая стоимость.

Автор: Алена Грошева
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Владимир Егорович Маковский. Портрет композитора Александра Сергеевича Даргомыжского
  • Владимир Егорович Маковский. Ветряная мельница
  • Владимир Егорович Маковский. Две матери. Мать приемная и родная
Владимир Маковский
8 работ • 0 комментариев
  • Владимир Егорович Маковский. Свидание
  • Владимир Егорович Маковский. На бульваре
  • Владимир Егорович Маковский. Крах банка
Передвижники
8 работ • 0 комментариев
  • Василий Григорьевич Перов. Приезд институтки к слепому отцу
  • Василий Григорьевич Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
  • Василий Григорьевич Перов. Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
Жанровая сцена
Собирает Open
1 736 работ • 0 комментариев
  • Николай Алексеевич Касаткин. Шахтерка
  • Николай Алексеевич Касаткин. Углекопы. Смена
Передвижники (жанровая живопись)
Собирает Арина Род
24 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Владимир Егорович Маковский. Крах банка
6
Крах банка
Владимир Егорович Маковский. Свидание
1
Свидание
Василий Григорьевич Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
1
Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
Василий Григорьевич Перов. Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
0
Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP