Регистрация
Клод Моне
Клод
 Моне
Франция 1840−1926
Подписаться1 568             
Подписаться1 568             
Скачайте приложение художника для iPhone или Android:
Download Download
Биография и информация
 
Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни) — французский художник, один из основателей импрессионизма, прошедший долгий путь от гонений, насмешек и нищеты до всемирного признания. Название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», придуманное буквально накануне открытия Первой выставки импрессионистов, стало поводом для разгромных рецензий, но дало название целому течению в живописи, литературе и музыке конца XIX века.

Особенности творчества художника Клода Моне: главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы — быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрел и довел до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года. Одна серия может состоять из несколько десятков полотен. В последние 25 лет жизни Моне пишет цветы, японский мостик, кувшинки и пруд в своем саду и создает уникальные масштабные панно для музея Оранжери, которые предвосхищают новое, современное искусство.

Известные картины Клода Моне: «Впечатление. Восход солнца», «Стог сена на закате», «Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда», «Лягушатник», «Женщина с зонтиком», «Водяные лилии», «Руанский собор».

Моне давно стал брендом. Салоны красоты, атмосферные ресторанчики, изысканные конфеты — в честь Моне называют самые приятные и комфортные места и вещи. Работники знаменитых аукционов признаются, что когда им в руки попадает картина Клода Моне, они только в первые минуты видят в ней потрясающие художественные особенности и пронзительные эмоции. Но очень быстро в их глазах тополя и стога затмевает один настойчивый образ — знак доллара с большим количеством нулей.

Это несправедливое, но вполне объяснимое, отношение современных людей к творчеству Моне происходит от непонимания источников жизненных сил и ярких впечатлений. Чтобы представить себе Моне-человека, а не Моне-бренд, нужно увидеть художника, который в течение всей своей жизни самые сильные переживания получал от природы: от кувшинок и ледокола, от рассветов и закатов на берегу моря, от цветов и туманов, от роста своего любимого сада. Все остальное — друзья, деньги, коллеги, женщины, слава — было второстепенным и не таким цепляющим. Хотя хорошее вино, вкусную еду и нежнейшие рубашки с кружевным жабо он тоже очень любил.

Художник Клод Моне просыпался с первыми лучами солнца и засыпал, когда солнце садилось. Он никогда не задергивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи, художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину — в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света, отказывался работать при лампе. Он говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?» И уходил спать, едва темнело.

Сложно сейчас представить, что юный Оскар — именно так называли его, Оскара Клода Моне, в детстве — терпеть не мог пейзажи, пленэры и не понимал, как можно всерьез заниматься рисованием природы.


Первые гонорары и первый учитель художника


Клод Моне родился в Париже, но детство провел в Гавре, шумном портовом городе, в котором Сена впадает в море и повсюду солнце и вода. Учиться совсем не хотелось, ограничений и рамок, навязанных колледжем и семьей, Моне не принимал. Юный Оскар быстро нащупал то дело, которым можно заниматься в свое удовольствие — карикатуры 15-летнего художника Клода Моне жители Гавра покупали по 20 франков (для сравнения, 15 — 20 лет спустя Моне счастлив будет продавать иногда свои работы по 50 франков). От заказов просто не было отбоя — Оскар стал местной знаменитостью.

В витринах единственной в городе художественной лавки были вывешены его карикатуры и пейзажи художника Эжена Будена. Это человек, который впервые вытащил Моне на пленэр (после полугода уговоров и доводов), который научил его видеть и ценить окружающий мир. Уже живя в Париже, Моне в письмах регулярно отчитывается Будену обо всех своих открытиях и приключениях, чувствуя особую связь со своим учителем.

В Париж 19-летний Клод Моне уехал на собственные деньги, заработанные рисованием карикатур. И, лишенный отцовского содержания, считал себя вправе принимать решения самостоятельно: не поступать в школу изящных искусств, посещать независимую академию Сюиса, почти каждый день заканчивать за спорами об искусстве в «Кабачке мучеников».

В 20 лет Клод сходил в армию, получив несчастливый жребий (во Франции в XIX веке в армию отбирали счастливчиков при помощи обыкновенной жеребьевки). Служба в Алжире была недолгой, закончилась тяжелой болезнью, но Моне вспоминал о ней как о времени особого света и цвета.


Первая успешная картина Клода Моне


В 1866 году Моне получил два аванса от жизни: первую жену и первый успех. Вкус этих удач ему придется растянуть надолго — совсем не скоро ему повезет опять. Камилла была натурщицей, она позировала художнику Клоду Моне для картины «Дама в зеленом платье». Картина в свое очередь получила высокую оценку официального Салона.

Свадьбы не было, Моне даже отцу очень долго не сообщал о том, что в его жизни появилась Камилла, а совсем скоро и сын Жан. Он скитался по деревушкам и по дешевым гостиницам, чаще всего снимая для них отдельное жилье или сбегая от семьи на пленэры и в небольшие студии. Иногда даже среди ночи бежал от хозяев, задолжав за квартиру, иногда оставлял в залог картины. Но Моне повезло с друзьями и с тем особым чувством уверенности, с которым только он мог требовать денег взаймы.

Помимо небольшой арендной платы был еще один принцип, по которому Моне каждый раз выбирал дом — как можно ближе к воде. Он просто шел по берегу Сены и искал, физически не мог потерять прямую связь с этой пульсирующей артерией. Однажды Моне даже построил себе плавучую мастерскую — мог работать там целыми днями, всматриваясь, как медленно колышутся и меняют цвет водоросли в толще воды.

Когда однажды доведенный до отчаянья нищетой и неудачами художник захочет покончить с собой, он тоже выберет воду. Но вода его не примет, успокоит.


Дебют импрессионистских картин Клода Моне


К моменту открытия первой выставки импрессионистов Моне было 34 года и он уже написал лучшие работы в совершенно новой технике и в новом мироощущении. К тому времени Клод Моне уже совершил переворот в мировом искусстве — осталось совершить переворот в головах зрителей.

Моне был удивительно спокоен к критике и не подвергался влияниям. Он даже сознательно избегал жизни в Париже, чтобы не утратить в окружении других художников собственного виденья. Ни постоянная нехватка денег, ни скитания не могли заставить его жить и писать иначе. И уже ко второй выставке отверженных художников в 1876 у Моне кроме покровительства арт-дилера Поля Дюран-Рюэля, появляется большой заказ от богача Эрнеста Ошеде. Полгода Моне увлечен работой над декоративными панно в его загородном доме, а заодно и Алисой Ошеде, женой Эрнеста.

Совсем скоро Ошеде обанкротится, а Алиса со своими шестью детьми приедет пожить с семьей Моне. И останется навсегда. Она возьмет на себя заботу о 8 детях (своих и Моне), об умирающей Камилле, которой остается прожить всего год, о доме в Витее и о самом художнике. Клод и Алиса проживут вместе 33 года, в течение которых Моне, уезжая куда-нибудь, ежедневно пишет ей по одному письму. Из Голландии, Англии или Руана — каждый день! А когда в 1911 году Алиса умрет, он на два года перестанет работать.


Художник и его кувшинки


Моне со всем своим огромным семейством будет скитаться еще в Пуасси и Пурвиль, пока наконец-то в 1883 году не переедет в Живерни. К этому времени он будет работать не только с Дюран-Рюэлем, но и с другим торговым агентом, его уже будут преследовать журналисты и впервые за всю жизнь у Моне будет достаточно денег, чтобы даже нанять садовника.

Дом в Живерни он со временем выкупит и создаст вокруг него удивительный сад, который станет ему вдохновением, ребенком, натурой, головной болью и продолжением его самого. Здесь с ярчайшим политиком Жоржем Клемансо, соседом и одним из самых близких друзей, Моне задумает невероятное — проект «Кувшинки»: 8 огромных полотен, самое большое из которых 200×1700 см, должны быть расположены по стенам полукруглых залов. Художник подарит эти картины и эту идею своей стране ко дню победы в войне. И не удивительно, что критики опять не признают новаторства Моне — декоративность и масштабность «Кувшинок» ставят точку на импрессионизме и начинают новое искусство.


Коллекционеров интересуют не только картины Моне


Однажды к 70-летнему Клоду Моне из Америки приехала покупательница за картиной и попросила у художника в подарок еще и одну из его кистей. Он недоумевал и посмеивался над американской сумасбродностью, рассказывая историю другу Саша Гитри. Саша выслушал внимательно и попросил кисть себе. «Возьмите хотя бы новую! Эта совсем потрепанная!» — Моне еще не понимал, что становится легендой.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились

Истории о художнике и его работах
Видео Артхива. Рождение мира: кувшинки Клода Моне
30 лет Клод Моне писал водяные лилии в собственном саду. Артхив сделал видео об этой большой и восхитительно красивой любви. Из этого видео вы узнаете, что: - Клод Моне вырубил кипарисовую рощу и изменил русло реки, чтобы значала сделать свой сад в Живрени произведением искусства, а потом посвятить ему сотни собственных шедевров. - Сегодня в топ-10 самых дорогих картин Клода Моне  – 5 изображений водяных лилий. - Если сложить аукционные цены этих 5 полотен, выйдет 269 миллионов долларов! - 8 масштабных полотен с водяными лилиями Клод Моне подарил Франции в честь окончания Первой мировой войны. Смотрите также:   все картины Моне с кувшинками в галерее Артхива - более 140…
Большая разница: как отличить Мане от Моне
непохожих художников, которые оказались в одном городе, в одно время, на одной большой выставке и сначала рассорились, а потом стали близкими друзьями. Тем более, что история их знакомства началась как раз с путаницы. Салон 1865 года стал одним из самых скандальных и эпохальных за все триста лет его существования. И виноват в этом был Эдуар Мане . Он искренне рассчитывал на признание, медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы. Но при чем тут, черт возьми, пейзажи! Почему его хвалят за какие-то марины? Мане…
Почитать все истории
Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Добавлена заметка
Австрийская ювелирная компания FREYWILLE со штаб-квартирой в Вене более 30 лет специализируется на выпуске бижутерии с использованием секретной техники соединения горячей эмали с золотым покрытием.

Еще одна из ее специализаций – выпуск авторских коллекций, посвященных выдающимся деятелям искусства. В портфолио – украшения по мотивам работ Моне, Шиле, Мухи и даже Хундертвассера. И, конечно же, Густава Климта. Его работы «золотого периода» будто созданы для того, чтобы вдохновлять на ювелирные шедевры.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 1 044 работы
Клод Моне. Руанский собор, главный вход и Тур д'Альбан на солнце
19
Руанский собор, главный вход и Тур д'Альбан на солнце
1894, 107×73 см
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда
35
Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда
1877, 81.9×101 см
Клод Моне. Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878
29
Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878
1878, 81×50 см
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни
20
Стог сена на закате возле Живерни
1891, 73.3×92.7 см
Клод Моне. Арка на запад от Этрета
18
Арка на запад от Этрета
1883, 65.4×81.3 см
Клод Моне. Женщина с зонтиком (Камилла Моне и сын Жан)
51
Женщина с зонтиком (Камилла Моне и сын Жан)
1875, 100×81 см
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца
66
Впечатление. Восход солнца
1872, 48×63 см
Клод Моне. Белые кувшинки
58
Белые кувшинки
1899, 93×89 см
Клод Моне. Тополя
15
Тополя
1891, 116.2×72.2 см
Посмотреть все 1 045 работ художника
HELP