Александр Попов (
родился в 1885 году, умер в 1942 году в Ленинграде) — русский и советский живописец, работавший в жанре пейзажа. Обучался профессии в Императорской Академии Художеств, где его наставником был известный мастер русской школы пейзажной живописи
Н. Дубовской. Попов выставлялся на выставке Товарищества передвижников, а после ликвидации этого объединения вступил в Ленинградский союз художников. Умер живописец в блокадном Ленинграде, в страшном 1942 году.
Особенности творчества Александра Николаевича Попова: в картинах талантливого живописца отчетливо ощущается влияние его знаменитых современников и признанных гениев. Так, например, морские пейзажи Попова написаны под влиянием
И. К. Айвазовского. Однако при этом в полотнах Попова ощущается самобытность, индивидуальность и особенный колорит.
Известные картины Александра Попова: «Российские корабли на рейде у крымских берегов», «Крымский сад», «На Волге в серый день», «Весна», «Дорога на Алуштинский перевал». В настоящее время работы пейзажиста находятся в музеях России, Украины, а также входят в частные коллекции Европы.
Участие в выставке ТПХВ: один из этапов творческого пути
Александр Николаевич Попов, несмотря на то, что не являлся членом Товарищества передвижных выставок, успел принять участие в его предпоследней выставке. Художники этой организации противопоставляли свое творчество академизму и пропагандировали идеи народничества. Просветительская деятельность, а также помощь в продаже произведений были основными задачами товарищества.
Идеи передвижников были близки Александру Попову, а его картины полностью соответствовали формату, принятому в товариществе. Художник стал экспонентом 46-й, предпоследней выставки, проходившей в тогдашнем Петрограде и Москве в 1917-1918 годах. Революционное для страны время должно было стать таковым и для объединения художников, однако смена руководства не принесла должного результата. В изменившихся условиях товарищество оказалось нежизнеспособным.
Александр Попов, приняв участие в выставке знаменитого объединения, несомненно, приобрел полезный опыт и известность как художник. В дальнейшем он был принят в ЛССХ, членом которого и оставался до своей трагической смерти в блокадном Ленинграде.