• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Абрам Ефимович Архипов
Россия 1862−1930
Подписаться3             
Подписаться3             
Биография и информация
 
Абрам Ефимович Архипов (27 августа 1862, деревня Егорово Рязанской губернии — 25 сентября 1930, Москва) — русский живописец, с 1916 года действительный член Академии художеств. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под наставничеством художников Перова, Поленова, Прянишникова, Саврасова и Маковского. С 1884 по 1886 годы продолжил обучение в Академии художеств Петербурга в мастерской баталиста Виллевальде. Был одним из учредителей «Союза русских художников» и входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Хотя нередко его работы шли вразрез с идейными принципами передвижников. Архипову были чужды присущие им гипертрофированный реализм и пафосный трагизм, которым он предпочитал по-импрессионистски «легкомысленное» и восторженное видение бытия.

Особенности творчества художника Абрама Архипова: начав творческий путь с живописания жанровых сцен из жизни хорошо знакомой ему крестьянской среды, в начале прошлого века художник обращается к исследованию холодной и суровой красоты русского Севера. Начиная с 1914 года его палитра делает резкий кульбит от сдержанной, преимущественно темной цветовой гаммы к насыщенному всеми цветами радуги тональному фейерверку, где преобладают все оттенки красного, которые только может различить человеческий глаз. Эти краски понадобились Архипову для написания бесчисленных портретов крестьянок всех возрастов, которые сделали ему имя в своем отечестве и заграницей, собирая на международных аукционах шестизначные суммы и в нашем веке.

Известные картины Архипова: «Прачки», «По реке Оке», «Девушка с кувшином», «Женщина в красном», «Радоница», «На Волге».

Биография художника Архипова ровная и безмятежная, как водная гладь на одном из его программных полотен «По реке Оке». В ней не было резких поворотов судьбы или громких скандалов. Благодаря врожденному трудолюбию, усердию и пытливому уму выходцу из нищей семьи маленькими, но уверенными шажками удалось проделать путь от подмастерья иконописцев в местном храме до признанной величины в живописи. А в 1927 году, после установления советского режима, Архипов одним из первых получит почетное звание «народного художника РСФСР».

Упорство и труд все перетрут


Подобно многим другим товарищам по ремеслу, рисованием Абрам увлекся в очень юном возрасте, во время обучения в четырехлетней школе одной из глухих деревушек Рязанской губернии. Какой необычайной удачей было для него, рисовавшего «везде, всегда, всюду, где только можно», попасть в помощники к заезжим иконописцам, что трудились в их селении летом. А уж настоящим везением оказалось знакомство с одним из них, вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который и подвиг юного мечтателя на отчаянный шаг — поступление в заветное художественное училище.

Судьба улыбнулась Архипову в третий раз. Несмотря на то, что его отец Ефим Никитич, бывший крепостной крестьянин, едва изыскивал средства на пропитание семьи, он все же наскреб по сусекам необходимую сумму для отправки сына на обучение. Так в 1877 году пятнадцатилетний Абрам стал учащимся МУЖВЗ, где компанию ему составляли такие же «голодранцы» — начинающие художники Рябушкин, Виноградов… Но голод и нищета были ничем по сравнению с возможностью осваивать азы живописи под шефством Прянишникова, Перова, Маковского и Поленова.

С самого начала Архипов выделялся среди других не менее одаренных однокашников непробиваемым упорством, с которым он неутомимо, этюд за этюдом, картина за картиной набивал руку в композиции, колористике, поиске сюжетов. За последними он гонялся и по всей Москве, заглядывая в самые потаенные уголки городской жизни. Мотало его, ставшего уже маститым художником, и по всей Руси — от Поволжья до дальнего Севера.

Народный художник


А первым оценил юное дарование коллекционер Третьяков — в эквиваленте 200 рублей, которые он отдал в 1883 году за первую проданную картину Архипова, живописующую занимательную сценку из жизни рядового деревенского пьяницы. А вот за работу «Посещение больной», написанную 4 года спустя, после попытки продолжить обучение в Академии художеств Петербурга (выдержал два курса и вернулся в родные пенаты), он получает серебряную медаль и звание «классного художника» — одну из квалификационных степеней в Российской империи того времени.

Мало-помалу Архипов наращивает авторитет в живописных кругах, а в 1894 году становится преподавателем в родном училище. Последнее десятилетие 19-го века становится знаковым для художника: в этот период он начинает дело всей жизни — воспевание на холстах крестьянской красоты, которую знал лучше всего.

Женщин из русских селений он пишет от души, не жалея ни красок, ни сил (1, 2, 3, 4). И эта серия «красных крестьянок» увековечила имя Архипова, открыв дорогу к международному признанию и чествованию на родине в виде многочисленных званий и титулов. Таких, как член Ассоциации художников революционной России, народный художник Республики и действительный член Академии художеств. В первой декаде нового века он принимает участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.

Семьей художник так и не обзавелся. Вести хозяйство ему помогала землячка Вера Клушина с Рязанщины, ставшая его поддержкой и опорой до конца жизни. Архипов умер в Москве 25 сентября 1930 года после операции по удалению раковой опухоли и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Автор: Наталья Азаренко
Читать дальше
Работы понравились
Galina Generalova
Пётр Овченков
ИВА ОНИЩЕНКО
+11

Лента
Биография Абрама Архипова лишена какого-либо намека на скандальность, да и нравом художник отличался спокойным, если не сказать благостным. Но, будучи принятым в Товарищество передвижных художественных выставок, на первой же экспозиции передвижников он умудрился представить полотно, идущее наперекор сложившимся устоям, царящим в ТПХВ.

Совместно с приятелями по Московскому училищу живописи, художниками Ивановым, Хрусловым и Виноградовым в 1888 году Архипов отправляется в путешествие на лодке по Волге. В пути они делают остановки в прибережных селениях, пишут зарисовки – так появляется на свет замысел картины «По реке Оке».

Луч солнца золотого


По всей вероятности, аккурат во время речного круиза Архипов подсмотрел сюжет с тяжеловесной, перегруженной поклажей и людьми баржей, медленно ползущей к своему пункту назначения. Несмотря на обманчивую незамысловатость сюжета, живописцу удалось воплотить его настолько метко и достоверно, что полотно было выкуплено Третьяковым еще до того, как его впервые представили на 18-й выставке передвижников в 1890 году.

Отзывы картина собрала довольно противоречивые. С одной стороны, сложно было игнорировать очевидный талант Архипова в правдивом отображении прозаичной бытовой сцены, живописующей поглощенных тяжкими думами крестьян. Проявляется он и в тончайшей работе кистью, что легким, порхающим импрессионистским мазком соткала невесомое полотно безмятежной речной глади, неуловимо перетекающей в безбрежное небо.

Картина произвела фурор: в прессе «По реке Оке» называли одним из наиболее выдающихся экспонатов выставки. Критик Стасов писал: «Вся картина писана прямо на солнце, что чувствуется прямо по всему, по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы - просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках... И как это все мастерски сгруппировано, правдиво, просто, но и живописно!»

Восторженно отзывалась о работе Архипова и жена художника Поленова, Наталья Васильевна: «Это было своего рода откровением. Яркость, солнечность красок поражали, казалось, что это сама природа, поражала талантливость мастера. Мы бегали смотреть и наслаждаться; Архипов сразу определился и занял крепкое место в среде художников».

Лодочка, плыви


Но всеобщего восхищения не смогли разделить собственно сами передвижники. Ведь картина Архипова «По реке Оке» не вписывалась в идеалы Товарищества, от которых на ней остались рожки да ножки: социальный контекст и классовая линия – крестьянская тема.

Живописец посмел отойти от передвижнического трагизма во взгляде на тяготы бытия простого люда, а подчеркнутый реализм, характерный для этого течения, он подменил «легкомысленным» импрессионистским впечатлением-этюдом, обнаруживающим умиротворение и своеобычную идиллию там, где преданный передвижник выдвинул бы на первый план драматизм нелегкой доли российского крестьянства.

Будучи выходцем из бедной, почти нищей крестьянской семьи, Архипов не захотел разделить подобный взгляд на среду, которая его взрастила и выпестовала. Верным сыном оставался он ей на протяжении всей своей творческой жизни, но драматичному заламыванию рук предпочел красочный оптимизм. Художник не мог не видеть и не воспевать грубоватую красоту деревенских баб (1, 2, 3). У него находились самые насыщенные, жизнеутверждающие краски для живописания скромных радостей повседневного крестьянского быта (1, 2, 3).

И хотя спустя 10 лет Архипов напишет поистине остросоциальное полотно «Прачки», атмосфера безысходности которого придется как раз впору передвижническому эталону, от характерного для него натурализма живописец отойдет еще дальше, чем на картине «По реке Оке». Однажды нащупав свободу и все доступные способы выражения летучих впечатлений, что дарит импрессионизм, Архипов уже не сможет в полной мере вернуться к унылому, сковывающему по рукам и ногам реализму в воссоздании сюжетов из жизни русского крестьянства.

Картина Архипова «По реке Оке» – важнейшая, переходная веха на его художественном пути, открывшая новые горизонты выразительности. От кропотливой проработки и четких линий ранних работ он обращается к смелому, размашистому и чувственному мазку, не забыв прихватить и еще один фирменный прием импрессионистов. Обрезанная нижним краем холста часть судна вовлекает зрителей в происходящее, делая нас одними из пассажиров архиповской ладьи.

Автор: Наталья Азаренко
Абрам Ефимович Архипов. По реке Оке
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
В 1915 году Архипов начинает писать цикл работ, что станет его визитной карточкой и будет высоко оценен не только современными ему критиками (они называли серию «возрождением» художника), но и в нашем веке – причем в значительном финансовом эквиваленте.

Так, с 2003 по 2015 год пять портретов архиповских крестьянок в красном проданы с аукциона Sotheby’s по цене в среднем 300 тысяч долларов США (1, 2). А самая дорогая из них – «Крестьянка в красном платье» – ушла с молотка за 1 млн 366 тыс. долларов.

Малявин vs Архипов


Первой в серии ярких, жизнелюбивых полотен с рязанскими дивами стала картина «В гостях». Именно на ней Архипов впервые испытывает новый стиль, впоследствии сделавшийся безошибочно узнаваемым: уверенный размашистый импрессионистский мазок, мажорная палитра, выразительные цветовые и световые контрасты. И главное – самые теплые, пылающие оттенки алого, коралла, розового и персика – одним словом, все богатство выбора, что предлагает красный цвет.

«Академик Архипов написал замечательную картину: изба, окно, солнце бьет в окно, сидят бабы, в окно виден русский пейзаж. До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного. Нельзя рассказать, в чем дело. Замечательно переданы свет и деревня, как будто вы приехали к каким-то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодой. Картина выписана с удивительной энергией, с поразительным ритмом», – так описывает работу однокашник Архипова по Московскому художественному училищу художник Константин Коровин.

Само собой, крестьянкам Архипова не удалось избежать сравнений с малявинскими бабами (1, 2, 3, 4, 5), что запламенели пятнадцатью годами ранее. Да он особо и не пытался скрывать свой источник вдохновения и открыто признавал симпатии к работам коллеги. И соперниками они по сути не были, хоть и играли на одном поле. Уж слишком разнилось их видение русских женщин из народа.

Там, где у Малявина вырастают способные сокрушить оглушающей мощью монументы из плоти и крови, разоблачая трепет и благоговение живописца перед своими моделями, Архипов переносит на холст «кровь с молоком» – бесхитростную, но бесконечно обаятельную в своей неподдельной искренности и чистоте красоту крепких и здоровых крестьянских мадонн.

Если Малявин направляет все усилия на проработку композиции и филигранное письмо нарядов деревенских муз, часто обделяя вниманием собственно лица и фон, то Архипов максимально сосредоточен на ликах героинь. Не забывая и о заднем плане, на который нередко помещает поток ослепительного света из окна, докручивая яркость картин до максимума (1, 2). Как и в нашем случае – с картиной «Девушка с кувшином».

Кто нас краше? Кто сильней?


Одинаково прелестными выходят у него и совсем юные девушки, и молодухи на пике расцвета, и умудренные жизненным опытом представительницы старшего поколения. В этом отношении показательна реакция натурщицы с последнего примера – картины Архипова «Крестьянка в зеленом фартуке». Когда Прасковья Петровна Егорова из села Солотчи, что близ Рязани, впервые увидела свой портрет, только лишь и смогла вымолвить: «Неужели я такая красивая?»

У героини картины «Девушка с кувшином» тоже есть имя. Согласно исследованиям краеведа Коновалова, это землячка и тезка Прасковьи Петровны – Прасковья Степановна Максимова, в девичестве Плаксина. Первый образ, что приходит на ум при взгляде на ее портрет – щедрость. Открытый, но в то же время скромный и застенчивый облик девушки, кажется, воплощает всю широту души русской. В глазах сверкают искры, неистовым огнем рдеют одежды. Прасковьюшка держит наготове огромную чашку и кувшин, словно приглашая тотчас же угоститься свежим парным молоком.

Не скупится и живописец, твердой рукой нанося густые, сочные мазки согревающей душу палитры. В 1927 году, когда была написана «Девушка с кувшином», Архипов отмечал 65-летний юбилей. К этому событию писатель Владимир Гиляровский приурочил стихотворное посвящение, каким можно подписать эту, да и любую другую картину с блистательными архиповскими селянками:

Красным солнцем залитые
Бабы силой налитые,
Загрубелые,
Загорелые,
Лица смелые.
Ничего-то не боятся,
Им работать да смеяться.
– Кто нас краше? Кто сильней?
Вызов искрится во взорах.
В них залог грядущих дней,
Луч, сверкающий в просторах,
Сила родины твоей.

Автор: Наталья Азаренко
Абрам Ефимович Архипов. Девушка с кувшином
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Вся лента
Работы художника
всего 37 работ
Прачки
1
Прачки
1890-е , 91.7×71.6 см
По реке Оке
2
По реке Оке
1889, 40.8×76.5 см
Девушка с кувшином
8
Девушка с кувшином
1927, 108×67 см
Северное море
0
Северное море
90×71 см
Крестьянская девушка
0
Крестьянская девушка
1917, 86×111 см
Крестьянка в розовом
1
Крестьянка в розовом
68×89 см
Крестьянки на берегу Волги
0
Крестьянки на берегу Волги
Женщина в красном
2
Женщина в красном
1919, 85×115 см
Радоница
1
Радоница
1892, 114×58 см
Посмотреть все 37 работ художника