войти
опубликовать

Абрам
Ефимович Архипов

Россия • 1862−1930

Биография и информация

Абрам Ефимович Архипов (27 августа 1862, деревня Егорово Рязанской губернии – 25 сентября 1930, Москва) – русский живописец, с 1916 года действительный член Академии художеств. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под наставничеством художников Перова, Поленова, Прянишникова, Саврасова и Маковского. С 1884 по 1886 годы продолжил обучение в Академии художеств Петербурга в мастерской баталиста Виллевальде. Был одним из учредителей «Союза русских художников» и входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Хотя нередко его работы шли вразрез с идейными принципами передвижников. Архипову были чужды присущие им гипертрофированный реализм и пафосный трагизм, которым он предпочитал по-импрессионистски «легкомысленное» и восторженное видение бытия.

Особенности творчества художника Абрама Архипова: начав творческий путь с живописания жанровых сцен из жизни хорошо знакомой ему крестьянской среды, в начале прошлого века художник обращается к исследованию холодной и суровой красоты русского Севера. Начиная с 1914 года его палитра делает резкий кульбит от сдержанной, преимущественно темной цветовой гаммы к насыщенному всеми цветами радуги тональному фейерверку, где преобладают все оттенки красного, которые только может различить человеческий глаз. Эти краски понадобились Архипову для написания бесчисленных портретов крестьянок всех возрастов, которые сделали ему имя в своем отечестве и заграницей, собирая на международных аукционах шестизначные суммы и в нашем веке.

Известные картины Архипова: «Прачки», «По реке Оке», «Девушка с кувшином», «Женщина в красном», «Радоница», «На Волге».

Биография художника Архипова ровная и безмятежная, как водная гладь на одном из его программных полотен «По реке Оке». В ней не было резких поворотов судьбы или громких скандалов. Благодаря врожденному трудолюбию, усердию и пытливому уму выходцу из нищей семьи маленькими, но уверенными шажками удалось проделать путь от подмастерья иконописцев в местном храме до признанной величины в живописи. А в 1927 году, после установления советского режима, Архипов одним из первых получит почетное звание «народного художника РСФСР».

Упорство и труд все перетрут


Подобно многим другим товарищам по ремеслу, рисованием Абрам увлекся в очень юном возрасте, во время обучения в четырехлетней школе одной из глухих деревушек Рязанской губернии. Какой необычайной удачей было для него, рисовавшего «везде, всегда, всюду, где только можно», попасть в помощники к заезжим иконописцам, что трудились в их селении летом. А уж настоящим везением оказалось знакомство с одним из них, вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который и подвиг юного мечтателя на отчаянный шаг – поступление в заветное художественное училище.

Судьба улыбнулась Архипову в третий раз. Несмотря на то, что его отец Ефим Никитич, бывший крепостной крестьянин, едва изыскивал средства на пропитание семьи, он все же наскреб по сусекам необходимую сумму для отправки сына на обучение. Так в 1877 году пятнадцатилетний Абрам стал учащимся МУЖВЗ, где компанию ему составляли такие же «голодранцы» – начинающие художники Рябушкин, Виноградов… Но голод и нищета были ничем по сравнению с возможностью осваивать азы живописи под шефством Прянишникова, Перова, Маковского и Поленова.

С самого начала Архипов выделялся среди других не менее одаренных однокашников непробиваемым упорством, с которым он неутомимо, этюд за этюдом, картина за картиной набивал руку в композиции, колористике, поиске сюжетов. За последними он гонялся и по всей Москве, заглядывая в самые потаенные уголки городской жизни. Мотало его, ставшего уже маститым художником, и по всей Руси – от Поволжья до дальнего Севера.

Народный художник


А первым оценил юное дарование коллекционер Третьяков – в эквиваленте 200 рублей, которые он отдал в 1883 году за первую проданную картину Архипова, живописующую занимательную сценку из жизни рядового деревенского пьяницы. А вот за работу «Посещение больной», написанную 4 года спустя, после попытки продолжить обучение в Академии художеств Петербурга (выдержал два курса и вернулся в родные пенаты), он получает серебряную медаль и звание «классного художника» – одну из квалификационных степеней в Российской империи того времени.

Мало-помалу Архипов наращивает авторитет в живописных кругах, а в 1894 году становится преподавателем в родном училище. Последнее десятилетие 19-го века становится знаковым для художника: в этот период он начинает дело всей жизни – воспевание на холстах крестьянской красоты, которую знал лучше всего.

Женщин из русских селений он пишет от души, не жалея ни красок, ни сил (1, 2, 3, 4). И эта серия «красных крестьянок» увековечила имя Архипова, открыв дорогу к международному признанию и чествованию на родине в виде многочисленных званий и титулов. Таких, как член Ассоциации художников революционной России, народный художник Республики и действительный член Академии художеств. В первой декаде нового века он принимает участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.

Семьей художник так и не обзавелся. Вести хозяйство ему помогала землячка Вера Клушина с Рязанщины, ставшая его поддержкой и опорой до конца жизни. Архипов умер в Москве 25 сентября 1930 года после операции по удалению раковой опухоли и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Автор: Наталья Азаренко