Ансельм Кифер (Anselm Kiefer, 8 марта 1945 г, Донауэшинген, Германия) – немецкий художник, скульптор, фотограф. Основные темы его произведений – история и мифология Германии, ее национальная самобытность, а также легенды Скандинавии; все это гуманист Кифер сопрягает с трагедией Холокоста и убийственной живучестью идей нацизма.
Особенности творчества Ансельма Кифера: Большое влияние на Кифера оказали его соотечественники Йозеф Бойс и Георг Базелиц. Художник известен своими масштабными картинами и инсталляциями, в которых прослеживаются тенденции
абстрактного экспрессионизма: от минимализма, абстракции и символизма до потрясающего разнообразия материалов и собственных технических приемов реализации задуманных произведений.
Известные работы Ансельма Кифера: «Герои немецкого духа»,
«Varus»,
«Падающие звезды»,
«Вербное воскресенье».
Пепел Второй мировой: рождение
Ранней весной 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны, в терпящей поражение фашистской Германии родился Ансельм Кифер. В самый день его рождения, 8 марта, дом семейства был разрушен – но все выжили, потому что были в больнице. Мальчик из семьи преподавателя живописи спас себя и близких самим фактом своего рождения. Пустынный ландшафт разрушенной войной страны, камни руин и битое стекло, сухие растения и солома, ржавые конструкции и мертвые деревья глубоко отпечатались в сознании Кифера на всю жизнь и стали материалами его первых скульптур. Возрождение из небытия, использование частей старого в строительстве нового, красота, спрятанная внутри продуктов распада – вот то, среди чего росли немецкие дети в стране, которая проиграла войну. Вот темы, которые стали главными в творчестве Кифера. И через много лет Кифер заметил:
«Для кого-то руины — это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала».
Юность: учителя-мистики
После рождения сына семья Киферов в поисках безопасной жизни переехала из Донауэшингена в маленькое местечко Оттерсдорф. В 20 лет Ансельм закончил школьное обучение в Раштатте и в 1965 году поступил в университет Фрайбурга, сделав выбор в пользу изучения права и романистики. Его хватает ровно на год, после чего Кифер переводится на факультет искусств, где его учителем становится Петер Дреер – к тому времени уже известный художник и график, руководящий классом рисования в Государственной академии изобразительного искусства. Позже, в Карлсруэ, он занимается в классе Хорста Антеса – молодого, но уже известного художника-конструктивиста. После экзаменов в 1969 году Кифер продолжил обучение у Йозефа Бойса. Последний был не только одним из самых ярких теоретиков постмодернизма: Бойс был большим поклонником ясновидящего и оккультиста, основоположника антропософии и исследователя трудов Гете Рудольфа Штейнера. В своих инсталляциях и перфомансах (Бойс – активный участник движения «Флуксус») художник использовал такие необычные материалы, как мед, топленый жир и войлок.
Любовь Бойса к созданию определенной творческой атмосферы и фантастическим объектам, украшавшим его мастерские, Кифер не только перенял, но и вывел на новый уровень. Индустриальные здания, заброшенные и отчасти разрушенные, - одним словом, руины – становятся колыбелями, в которых рождаются новые работы Кифера на протяжении всего его творческого пути.
Нацизм бессмертен? Серия «Оккупации»
1969-й год ознаменовался серией фоторабот Кифера «Оккупации», навеянных идеями Бойса: на снимках Кифер был запечатлен «зигующим» на фоне пейзажей Франции, Швейцарии и Италии. Свои скандальные автопортреты он трактовал как полемику между мирным настоящим и нацистским прошлым своей страны – и широкие общественные дискуссии, вызванные визуализацией нацистского приветствия в Германии, которая старалась откреститься от позорного поражения, были Киферу нипочем. Позднее художник превратил восемь фотографий «Оккупации» в цикл живописных работ «Героический символ». Как считает лондонский искусствовед Норман Розенталь, в своем искусстве Кифер
«грандиозным образом объединяет все то ужасное и прекрасное, что имеется в его стране».
Немецкий период: Хорнбах
Пока Йозеф Бойс создает свою студенческую политическую силу, главным требованием которой было самоуправление и свободное поступление в Академию Дюссельдорфа для всех, кто этого хотел, Кифер идет дальше по своему творческому пути и переезжает в город Хорнбах. Здесь он облюбовал бывший кирпичный завод, который превратил в студию, и где проработал двадцать лет. В 1971 году начинается Немецкий период в творчестве Кифера, его увлечение циклом опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Примерно в то же время на его картинах появляются надписи - имена людей, названия исторических мест или событий, по сей день остающиеся одним из «фирменных» приемов художника. Эти закодированные сигналы, личные киферовские скрижали, которыми художник стремится связать прошлое и настоящее.
Отметая все старое, в том числе и воспоминания о «дегенеративном искусстве», в возрождающейся Европе возникает новая волна моды на экспрессионизм, на импульсивное самовыражение художников. На этом фоне формируется новое течение – Новые Дикие (Neue Wilde), которое объединило
Георга Базелица, Ансельма Кифера,
Герхарда Рихтера,
Зигмара Польке. Этих – очень дорогих нынче – германских художников поддержали их коллеги-итальянцы –
Франческо Клементе, Энцо Кукки и многие другие. Первой знаковой выставкой Новых Диких стала экспозиция «Новый дух в живописи», прошедшая в 1981 году в Лондоне, где участники выставляли свои работы наряду с произведениями
Пабло Пикассо,
Энди Уорхола и
Дэвида Хокни. К этому периоду относится одна из самых скандальных работ Кифера под названием
«Интерьер» (1981) – он изобразил рейсхканцелярию Гитлера после пожара. Тему Холокоста раскрывает полотно
«Маргарита» (1981), аллегорическое изображение немки с пылающими косами – картина написана под впечатлением от стихотворения Пауля Целана «Фуга смерти» (1947, отрывок ниже в переводе Ольги Седаковой).
Черное молоко рассвета мы пьем тебя ночьюмы пьем тебя в полдень Смерть это немецкий учительмы пьем тебя вечерами и утром пьем и пьемСмерть это немецкий учитель глаза у него голубыеон целит свинцовая пуля тебя не упустит он целит отличноон на нас выпускает своих волкодавов он нам дарит могилу в воздушном пространствеон играет со змеями и размышляет Смерть это немецкий учительзолотые косы твои Маргаритапепельные твои Суламифь.Еще одна -
«Суламифь» (1983): символ еврейской женщины, волосы которой превратились в пепел.
«Искусство – трудно. Это не развлечение», - считает Кифер.
Свинцовая тяжесть истории: новый материал в творчестве Кифера
Продолжая поиск новых материалов для скульптурных работ, в 1985 году художник приобрел свинцовые листы с крыши Кельнского собора – по сути, исторические реликвии, покрывавшие величественную церковь, которая строилась несколько веков. Кифер в своих работах превратил эти листы в страницы книг – поистине алхимическое превращение свинца в золото современного искусства. Сам художник считает, что «этот материал единственный достаточно тяжел для того, чтобы выдержать вес человеческой истории».Одна из самых знаменитых композиций, в которых хранится дух Кельнского собора -
"Первосвященница / Междуречье" (1985-1989). Две полки, помеченные как Тигр и Ефрат, на которых расставлено около двухсот книг из свинца - скрижали, запечатанные в вечности тяжелого металла - производят тягостное и в то же время основательное впечатление. Но есть в скульптуре и надежда - на то, что знания, накопленные человечеством, все же не дадут ему пропасть в горниле войн и страстей.
После 1985 года Ансельм Кифер опять возвращается к критике нацизма, к своеобразному анализу роли Германии в общем контексте развития земной цивилизации.
«Моя биография – это биография Германии», - говорит Кифер. Темы, над которыми работает художник, берут начало в оккультных движениях и мистических практиках, которые любили эксплуатировать нацисты. Но тут все зависит от точки зрения. Трагедия Холокоста то и дело звучит в работах Кифера нотами боли, нотами трагедии.
Уход из семьи и время путешествий. Баржак
Оставив в 1991 году свою студию в Хорнбахе, а заодно жену и детей, Кифер уезжает из Германии. Впереди его ждет свобода и экзотические страны: художник путешествует по Индии, Мексике, посещает Японию. Напитавшись впечатлениями, он возвращается в Европу и решает «бросить якорь» во Франции. Здесь, в коммуне Баржак, нашелся заброшенный завод по производству шелка, который стал новой творческой резиденцией Кифера.
Произведения Кифера всегда характеризуются непоколебимой готовностью противостоять темному прошлому культуры его родины, ее нереализованному потенциалу. Скульптуры, картины, инсталляции часто выполняются в большом, конфронтационном масштабе, который также является средством выражения чувств и мыслей художника. В числе таких монументальных арт-объектов – знаменитые
«Семь небесных дворцов» (2004), созданные к открытию галереи «Ангар Бикокка» на окраине Милана, принадлежащей всемирно известной компании Pirelli. Созданные из армированного бетона и грузовых контейнеров, похожие на старые гаражи, дворцовые руины носят имена, позаимствованные художником из древнееврейского трактата «Книга небесных дворцов» (Sefer Hechloth). Вес каждой «руины» около 90 тонн, а высота – от 14 до 18 метров.
Его живописные серии, посвященные поэтам, не менее монументальны. Их герои – Пауль Целан, немецкий поэт-сюрреалист, автор знаменитого стихотворения «Фуга смерти» о судьбе польских узников концлагерей, и Велимир Хлебников – отец русского футуризма, изобретатель языка будущего «заумь». Одна из главных тем
серии работ, посвященных Хлебникову, – теория поэта о том, что разрушительные морские сражения влияют на ход истории раз в 317 лет. Кифер интерпретирует эту футуристическую находку Хлебникова на огромных полотнах: его подводные лодки и корабли, кажется, только вышли из боя, неся на себе следы попаданий противника. Ржавчина и техника палимпсеста, тусклые, но в то же время насыщенные цвета картин дополнены грязью и глиной – еще один «фирменный» прием художника.
Новые студии: заброшенный универмаг и бывшая АЭС
110 грузовиков – столько транспортных средств понадобилось Ансельму Киферу, чтобы перевезти свою студию из Баржака в пригород Парижа. В 2008 году его новым творческим пространством опять стало индустриальное здание – бывший универмаг La Samaritaine на трассе Периферик. Свинец стал «камнем преткновения» для местных жителей, охочих для цветных металлов: в 2008 году, перед самым переездом, из мастерской в Баржаке украли 7,5 тонн свинца, который был вскорости найден на местном пункте приема металлолома. А в 2016 году неизвестные похитили скульптуру, аналогичную упоминавшейся вышке работе "Первосвященница / Междуречье", из двора мастерской в Круаси-Бобур: 10 тонн свинца и 12 тонн мрамора канули в ночь.
В 2011 году Кифер становится владельцем еще одной заброшенной территории: на этот раз ему пришлась по душе бывшая атомная электростанция Мюльхайм-Керлих на западе Германии, на территории которой он разместил не только студию, но и арт-объекты. Художник был очень настойчив в своем желании приобрести комплекс АЭС, и после многочисленных писем и обращений глава электроэнергетической компании RWE Юрген Гроссман был вынужден уступить.
Счастливый брак
Второй брак Ансельма Кифера оказался удачным: его спутницей жизни стала австрийка Рената Граф, известный фотограф, которая разделяет трепетное отношение своего мужа к руинам и сама не прочь запечатлеть пустынные места, от которых веет одиночеством. Рената также любит подписывать свои работы прямо поверх изображения: была фотография – стала композиция. Семейство вместе с двумя детьми живет в Париже, а для создания новых работ Кифер выбирает одну из двух студий – в пригороде французской столицы либо же отправляется в Германию. В конце концов, студии – не только место рождения новых шедевров, а еще и неплохие вложения в недвижимость.
Ансельм Кифер в Лувре и в кино
Ансельм стал единственным из наших современников, чьи работы вошли в постоянную коллекцию Лувра при жизни художника, в 2007 году. Кифер творит и вдохновляет других: в 2014 году вышел художественный фильм «Ной» режиссера Даррена Аронофски - визуальные решения в фильме
создавались под впечатлением от работ Ансельма Кифера. Да и судьба главного героя – Ноя – перекликается с основными творческими темами Кифера: по мнению Аронофски, Ной - «тёмный, сложный персонаж», который после пережитого потопа сталкивается с чувством «вины выжившего».
Автор: Рита Лозинская