Я родился в городе Юрьевец Ивановской области, расположенном между Костромой и Нижним Новгородом. Юрьевец, Плес… левитановские места. На пароходе от Костромы до Юрьевца надо было плыть около 12 часов. Когда пароход подходил к пристани, сходивших встречала широкая отмель, через несколько сот метров упиравшаяся в гору, заросшую густым сосновым лесом. Там легко было заблудиться, если бы не гудки пароходов с Волги. С горы же открывались «левитановские панорамы». Детские впечатления красоты, живописности и загадочности этих мест были так сильны, что меня все время тянуло туда и позднее, когда семья переехала в Кострому. Я почти каждый год ездил в Юрьевец на этюды.
В 1948 году поступил в Костромское художественное училище, руководителем которого был тогда известный художник Н.П. Шлейн. В свое время Шлейн окончил Академию художеств и за отличные успехи был послан за границу, где встретился с А.М. Горьким и написал его портрет, лучший, по мнению Горького и многих других художников.
Своей увлеченностью искусством, вкусом, мастерством художника он оказывал огромное влияние на учащихся.
Из заграничной поездки Шлейн привез много диковинных вещей: пистолеты, ятаганы, кувшины разных эпох – все это использовалось в натюрмортах. Общеобразовательные предметы отходили на второй план. Основное время отводилось рисунку, живописи, композиции.
Училище я закончил в 1956 г., прервав учебу на время прохождения службы в Вооруженных силах. В то время Костромское художественное училище носило имя Н.П. Шлейна, присвоенное ему после смерти художника.
С 1956 по 1958 г.г. работал в школах Костромы преподавателем черчения и рисования.
В эти годы выходила литература по абстрактному, беспредметному искусству под общим названием «Искусство безобразия», только из нее мы узнавали, что творится в искусстве за «железным занавесом». Многие работы вызывали восхищение. В 1957 году в Москве открылась Выставка Всемирного искусства, на которую мы попали, отстояв километровую очередь. Выставка ошеломила, поразила. Там были и понятия и подход к рисунку. Раньше мы такого не видели. Например, холст с подписью «Пулеметный огонь». На холсте комбинации линий, черточек, точек давали идеальное представление выстрелов. Другая работа «Крик» - передавала ощущение человека, кричащего от полной безнадежности, хотя реального изображения человека не было. В последнем зале нас встречал громадный холст Мондриана, где было 2 квадрата и 3 линии. После всего виденного это было удивительное спокойствие. Я уселся против него и отдыхал полчаса. После этого я стал пробовать свои силы в беспредметном искусстве («Тени», «День, как необходимость», «Автопортрет», «Ночь, улица, фонарь»).
С 1958 года я живу и работаю в Липецке. После Костромы Липецк казался удивительно интересным городом. Холмистая местность напоминала пейзажи Брейгеля-старшего. Не хватало только охотников на снегу. Панорамы города так меня увлекли, что я начал серию пейзажей, в основном, зимних.
Мимо моего дома часто проплывал холст, из-под которого торчали ноги. Это был В.С. Сорокин, который ходил на Городище писать свои «зимы». Несколько раз мы писали вместе. Именно работы В.С. Сорокина повлияли на меня в том смысле, что я снова полюбил реалистическую живопись. Много моих работ посвящено памятным местам Липецка и области: «Вид на скит Тихона Задонского», «Елец. Преображенская церковь», «Елец. Вознесенский собор», «Липецк со стороны городища», «Лебедянь».
Я стал делать и то, и другое. Параллельно с абстрактно – отвлеченной направленностью, где превалирует свобода эстетических взглядов, важное место стало занимать реалистическое искусство.
Ближе всего мне творчество французского художника Грисса. Поскольку я в своем творчестве исхожу от линии, почему и считаю себя графиком, то Грисс для меня образец линейной гармонии. Если у Пикассо какую-то линию можно взять и повернуть в другую сторону, то у Грисса это практически невозможно.
За время работы в Липецке принимал участие в проектировании, построении и оформлении экспозиций краеведческих музеев: областного краеведческого музея, музея Плеханова, Задонского краеведческого музея, Чаплыгинского музея П. Семенова-Тян-Шанского, по моим эскизам оформлен первый парковый подземный переход в Липецке.
Принимал участие во всех городских, областных, зональных и частично республиканских выставках. Работы неоднократно печатались в журналах, в книгах А.Д. Березина «Рассказы о прекрасном» (М., 1989), Г.Н. Лебединского «Липецк» (Воронеж, 1984), «Художники – девятой пятилетке» (М., 1975), «Художники земли Липецкой» (Липецк, 2004), «Славные сыны Отечества (Липецк, 2005), «Липецкий краеведческий музей» (М., 2005).
Работы хранятся в учреждениях города и области (Липецком краеведческом музее, Липецкой областной, Данковской, Усманской, Задонской картинных галереях), в частных собраниях местных, московских и зарубежных коллекционеров.
Хочется воплотить в жизнь еще несколько проектов: написать картины «Оцепенение», состояние которой будет слегка напоминать работы Мондриана и «Мимолетность», которая ассоциируется у меня с музыкой С.Прокофьева.
(автобиография 2005г.)
Литература
Кроль Т. Виноградов Михаил Александрович / Т. Кроль // Липецкая энциклопедия. Т.1.- Липецк, 1999.- С.200.