Уроженец Костромы, Шлейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, а затем учился в Академии художеств в мастерской В. Маковского, которую окончил в 1903 г. с золотой медалью и правом поездки за границу в качестве пенсионера Академии. По возвращении из-за границы Шлейн в 1905 г. открывает в Костроме художественную студию, преобразованную после революции в художественно-педагогическое училище, руководителем которого он был до конца жизни. Работы Н.П. Шлейна – портреты, пейзажи, жанровые сцены – хранятся во многих музеях России и в Государственном музее Швеции в Стокгольме. Н.П. Шлейн скончался в 1952 г.
Николай Павлович Шлеин родился в мещанской семье 20 ноября 1873 года в доме на улице Ленина (бывшей Еленинской). Его отец, Павел Петрович, прослужив 15 лет в армии, незадолго до рождения сына вышел в отставку и числился отставным унтер-офицером резервного пехотного батальона. Мать, Агния Васильевна, родом из Нерехтского уезда, — малограмотная и очень набожная женщина. Семейство среднего достатка сдавало большую часть своего двухэтажного дома внаем и жило, в основном, на средства, получаемые от квартиросъемщиков. Жизнь они вели расчетливую, к чему с детства старались приучить и своего сына.
Начальное образование Николай Шлеин получил в частной школе Е.Н.Филиповой, затем родители отдали его в реальное училище. Учился юноша посредственно. Отец даже репетитора по математике ему нанимал. Однако учитель рисования реального училища Рафаил Семенович Сорокин заметил у Николая способности к изобразительному искусству. Он-то и рекомендовал отцу Николая послать сына учиться в Москву на художника. Отец хотел для сына иной судьбы, он мечтал, чтобы сын получил финансовое образование, чтобы он стал приказчиком или владельцем какой-нибудь мастерской. Но все же к рекомендации учителя прислушался и отпустил своего пятнадцатилетнего отрока учиться в Москву.
Москва встретила юношу неприветливо. В письме к матери Николай пишет: «Живу в сырой квартирке, где никогда не просыхают стены,а сплю я на полу». Первая попытка поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества обернулась для Николая неудачей. «Из рисования экзамен я не выдержал, при всех науках выдержал, но рисование погубило меня, я не принят», — пишет он домой. Он просит отца: «Если вы любите меня, то... умоляю вас, не берите меня в Кострому, дайте мне возможность избавиться от насмешек людей, окружающих вас, верьте мне, что я приложу старания и стану заниматься усердно». Отец предупредил Николая, что материальная помощь будет скудная. На второй год, в июне 1889 года, Шлеин успешно сдает экзамены в художественное училище. «Экзамен я выдержал как по наукам, так и по рисованию», — радостно сообщает он домой. Поступить в училище живописи, ваяния и зодчества было нелегко: было подано сто двадцать заявлений, а приняли всего лишь восемнадцать человек.
Учеба Шлеина в училище с первых дней шла успешно. Уже на втором месяце обучения его из оригинального класса переводят в головной класс. Родительская помощь из дома невелика. Ее едва хватает на пропитание. В 1892 году Николай Шлеин, еще ученик, выполняет рисунок «Кисть руки». Считается, если художник умеет писать кисть, то это академический художник. За «кисть руки» он получает премию П.М.Третьякова и его освобождают от платы за обучение. Первый свой заработок Шлеин получает от частных уроков. Учитель Шлеина К.А.Савицкий разрешает Николаю в свободное время, вечерами, проводить частные уроки: готовить учеников для поступления в Московское художественное училище.
В письме к родителям Шлеин пишет: «Я кушаю соленый огурец, редьку и хлеб». Еще сообщает родителям, что начал рисовать новую постановку в Мастерской Савицкого. Сделал контур, а красок нет. Поэтому вынужден сидеть и не писать. Шлеин просит родителей выслать хоть немного денег. Программная работа «Неизвестный», написанная позднее, — прототип тогдашней жизни Шлеина. Она навеяна личными переживаниями художника. На полотне на переднем плане сидит молодой человек с котомкой. На столе перед ним стакан чая и больше ничего нет. Хозяин с подозрением и презрением смотрит на него и ждет, когда же молодой человек обогреется и покинет его заведение. Картина советом училища была удостоена большой серебряной медали, и автор получил звание классного художника. Эта работа экспонировалась на 28-й передвижной выставке в Петербурге и обратила на себя внимание художественной общественности. (Сейчас эскиз работы «Неизвестный» экспонируется в Дворянском собрании на выставке, организованной профессором КГУ А.И.Бузиным.) В письме к матери Шлеин пишет: «Левитан сам подошел ко мне и сообщил, что ему очень приятно познакомиться со мной и что вещь моя ему очень нравится. Он сказал также, что когда Репин увидел ее, так запрыгал перед картиною, она, говорит, лучшая на выставке из жанровых... Приятно было слышать, и не верилось своим ушам».
В 1898 году он заканчивает училище и получает звание неклассного художника. «Теперь окончил школу и могу самостоятельно работать, — пишет он матери. — Две картины приняли на выставку Товарищества московских художников, которая откроется в Петербурге».
В следующем году после окончания училища молодого художника приглашает в свою портретную мастерскую В.А.Серов. По рекомендации Серова Шлеин начал писать портреты представителей высшего света Москвы и С.-Петербурга и богатых меценатов. Теперь он пишет матери, что имеет заработок и может сам приобретать себе одежду и материалы для работы. Тогда материально Шлеин встал на ноги. Картина Шлеина «Меценат», которая впервые экспонируется на выставке в Дворянском собрании (из частной коллекции А.И.Бузина), навеяна новыми мыслями и чувствами художника. Меценат в антракте подходит к балерине. Кланяется. Его шляпа снята. Ранее художник писал крестьянский быт. Теперь же посещение театров, общение с состоятельной публикой формируют новое мировоззрение художника.
После окончания училища Шлеин решает продолжить свое художественное образование и в 1901 году поступает в Питерскую академию художеств, в мастерскую профессора В.Е.Маковского. Тот рекомендует Шлеину досрочно выйти с картиной «Бессмертный» на конкурс. (Эскиз дипломной работы и этюды экспонируются в Дворянском собрании.) Картина удостаивается золотой медали и высшей награды — заграничной командировки. Для сбора материала для картины Шлеин не раз выезжал в Кострому.
В Академии художеств были открыты высшие педагогические курсы. Он заканчивает курсы и получает свидетельство, которое дает ему право во всех городах России преподавать рисование и чистописание в гимназиях и училищах. Шлеин пишет матери: «Я не случайно пошел на эти курсы. Мне бы хотелось в нашем городе Костроме открыть частную школу». Блестяще окончив академию, Н.П.Шлеин имел возможность остаться там преподавать, но он едет в Кострому. В 1904 году в Костроме Шлеин открывает художественные классы рисунка, живописи и лепки, преподает в реальном училище, мужской гимназии.
Школа размещалась в отцовском доме Шлеина. В 1908 году Шлеин делает набросок нового дома с башенкой. А в 1910 году возле старого дома Шлеина был построен новый дом по проекту самого Шлеина. В новом доме Шлеин живет и занимается с дипломниками. А классы основной школы находились в старом доме. Школа Шлеина считалась одной из ведущих школ России. Уже к 1924 году она имела три основных курса, по окончании которых учащиеся получали звание учителя рисования.
К нему ехали учиться из Сибири и Урала. Шлеин был требовательным учителем. Если видел, что ученик посредственный, выгонял из школы. Он взрастил плеяду известных художников. Его ученики: М.С.Колесов — заслуженный деятель искусств, В.А. Кутилин — заслуженный деятель искусств, Е.Г.Чемодуров, — лауреат Государственной премии, И.А.Козлов — заслуженный работник культуры. Шувалов, тоже ученик Шлеина, рассказывал, что Шлеин к дисциплине особых требований не предъявлял. Но у него не пропускали ни одного часа занятий.\
Шлеин был приверженцем классического искусства. В 30-е годы его пригласили преподавать в Академию художеств. Шлеин приехал в Ленинград, посетил академию, попал на этюд к М.С. Колесову. М.С.Колесов в мастерской работал над картиной, где на полотне были изображены куб и прут. Пропаганда новых веяний в искусстве, кубические постановки — дань тому времени. Художник раскрашивал куб в зелено-синие тона. «Что вы делаете?» — спросил Шлеин. «Строю новую форму», — ответил Михаил Сергеевич. Шлеин пришел к ректору академии и заявил, что ему здесь нечего делать. Такого искусства он не признавал.
При Высшей Московской школе Шлеин был авторитетом. В 1936 году его пригласили на I Академическую дачу в Краснодар, чтобы учить основам изобразительного искусства ведущих советских художников. Там среди учеников Шлеина были Кукрыниксы.
После смерти Серова Шлеин — один из ведущих мастеров портрета. Шлеин получает заказы на портреты от императорской семьи. Пишет портреты великих людей России: Горького, Луначарского, Демьяна Бедного, Новикова-Прибоя. Не все работы Шлеина озарили лучи славы. Ряд работ художника был уничтожен. А портрет Д.Бедного переименован в мужской портрет и не появлялся на выставках долгое время. Причина тому: Д.Бедный попал в немилость к Сталину после написанного им либретто к опере.
Портрет Луначарского Шлеин писал в 1919 году. Тогда Луначарский на два дня приезжал в Кострому. Он посетил дом Шлеина, в своей мастерской художник его и написал.
Портрет Горького Шлеин пишет за границей. В 1910 году он едет за границу для изучения лучших собраний западно-европейского искусства. Он посещает Варшаву, Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри. В Риме Шлеин встречается с группой русских художников, с которыми едет на остров Капри, где тогда жил М.Горький. Там, на Капри, Шлеин написал портрет Горького. Кстати, портрет Горького писали и Репин, и Серов, и Бродский. Однако портрет кисти Шлеина был признан лучшим не только из-за поразительного сходства — Шлеин сумел разглядеть душу писателя. Горький симпатизировал Шлеину: «Мы с тобой братья, мы с тобой волжане, — говорил ему Горький. — Пойдем к берегу Неаполитанского залива и поговорим о Волге». Портрет Горького, написанный Шлеиным, вошел во все энциклопедии, а оригинал хранится в музее Горького в Москве.
Под портретом Горького на выставке в Дворянском собрании висит пейзаж, на котором изображен Неаполитанский залив. Отыскал эту работу профессор А.И.Бузин случайно. С собой в поездку за границу Шлеин взял учительницу гимназии В.Я.Моралину, к которой питал симпатию. В Неаполе Шлеин пишет пейзаж, на втором плане картины виднеется остров-тюрьма и Везувий. Вернувшись на родину, Шлеин подарил этот пейзаж Моралиной. Работу А.И.Бузин нашел в жутком состоянии в чулане дома Моралиной, который находился на месте нынешнего цирка.
На жизненном и творческом пути художника были и взлеты, и тревоги, и несчастья. В Плесе в 1912 году утонула его дочь Наташа. Случилось это, когда отец с дочерью садились на пароход. Девочка поскользнулась, упала в воду и утонула. Шлеин с супругой больше детей не завели. Жена, Лидия Константиновна, была верным помощником Шлеина. Завуч школы, она скрупулезно вела дела и протоколы, оставив огромный документальный материал для потомков.
Черноглазая, темпераментная красавица из цыганского племени (потрет жены есть на выставке) покорила сердце художника. Супруга ушла из жизни раньше него. Доживал свой век художник в одиночестве. Ухаживала за больным художником воспитанница по художественной школе. Шлеин завещал ей свой дом. Однако она не являлась прямой наследницей, и правление Союза художников распорядилось дом Шлеина забрать под мастерские, обжаловав права в суде.
К сожалению, дома-музея Шлеина в Костроме до сих пор нет, хотя решение о его создании принималось дважды — в 1973 и 1978 годах.