В 2000 г. к 100-летию заслуженного художника РСФСР, скульптора- анималиста, графика Горлова Д.В. составлен и опубликован библиографический указатель «Чародей анималистики».
Заслуженный художник РСФСР
Чем измерить удельный вес жизни человека? Пока жизнь не окончена, никто не может сказать, как и насколько во всеобщем круговороте жизни он влияет на окружающий мир. Но вот путь завершен, и вдруг становятся болезненно чувствительными прерванные связи.
Радуга, просиявшая над открытой могилой Дмитрия Владимировича Горлова в Тарусе 12 августа 1988 года, в момент его похорон, распахнула ему ворота в вечность, а нам обозначила красоту завершения этого пути. Он умер 8-го дня, 8-го месяца, 88 года, 88 лет отроду.
Его ранние произведения, например скульптурная игрушка Красный конь, полны земной силы, вольной стихии, столь импонирующей детям в игрушках, через которые они учатся понимать природу. поэтому, вероятно, анималистическая игрушка всю жизнь сопутствовала Горлову-художнику, его игрушки постоянно напоминают о важности контакта человека с его меньшими братьями.
1923-й год, - вспоминает он. - В издательстве Синяя птица выходит моя первая книга, сделанная от начала до конца - Лобо король Куррумпо. Сетон Томпсон - мой любимый писатель. Лобо король Куррумпо был первым звеном, еще не окончательно, но убедившим меня в какой-то степени, что в искусстве надо делать нужные вещи, которые идут в народ:Любить нужные вещи, нас окружающие, - человека, природу, работу, материал, в котором или с которыми работаешь. Этой идее подчинено все мое искусство. Если мои вещи вызывают теплые чувства, симпатию, радость, - для меня это очень много. Я считаю, что не зря работал.Работать вопреки наличию или отсутствию заказов, всегда находить точку применения для своего творческого потенциала, не гнушаться возможностью быть нужным в учительстве в качестве воспитателя, вожатого, работника зоопарка, оформителя выставки, книги, художественного консультанта, главного художника на керамическом заводе, создателя детской игрушки, находясь в постоянном размышлении о жизни, о творчестве, своем месте в искусстве.
На Гжельском заводе с 1943 по 1945 г. Горлов постоянно экспонирует, открывая для себя и для своих коллег широчайший диапазон возможностей керамики: терракотовая скульптура, статуэтки, керамические многокрасочные панно, настенные барельефы, декоративные изразцы и т.д.
У меня нет любимого материала, - пишет он, - есть любимая тема: любой материал интересен, но самое интересное - подобрать к нему ключи. И он работал в дереве, камне, терракоте, майолике, фаянсе, шамоте, фарфоре, металле, папье-маше: Дмитрий Владимирович считал себя в первую очередь скульптором-анималистом, но никогда не расставался с карандашом и ручкой. Рисование было для него настолько насущной необходимостью, что к концу жизни сам художник был ошеломлен количеством нарисованного и написанного.
Дом-мастерская в 100 км от Москвы, в деревне Соколовой Пустыни, где Дмитрий Владимирович Горлов прожил последние сорок лет своей 88-летней жизни, наполнен его рукописями. Отсюда он отправлялся в заповедники: близлежащее Пущино или далекую Асканию Нову. Там еще жили в иллюзорно-соприродных условиях обожаемые им зубры, чья сила, устойчивость и воля к выживанию были для Горлова символом истинной жизни. Их он лепил, им посвящал рельефы: зубр лежащий, зубриха с детенышем, зубр, валящий дерево - мощь, воля, беззащитная нежность:Копытные были для него неиссякаемым источником творческих наблюдений. Но наиболее близким и любимым был образ волка. В Тарусском музее хранится скульптура Волк, выходящий из леса, вырубленная в полубревне высотой в 1,5 м. Вот выдержки из письма художника Василия Алексеевича Ватагина: Митя, дорогой и милый! Вот уже сорок лет, вернее один год прошел с того прекрасного времени, как судьба познакомила нас!: Помню, сидел я в зоопарке и драконил фазанов для Мензбира, и появился ты, востроглазый юноша, знакомиться со мной - и долго с этих пор ты сохранял свой юношеский облик и слыл моим сынком.Теперь мы оба поседели и наши возрасты сблизились. Уже сорок лет живем мы с тобой рядом, заняты общим делом - построением анимализма - кое-когда я помогал тебе, и ты, всегда принципиальный и прямой, исправлял мои, к несчастью, нередкие ошибки:Таруса и Аскания, общие интересы и симпатии соединили нас, и сердечная близость не оскудевает:
В 1954-1955 гг. Дмитрий Владимирович, не имея официально оформленного заказа, вылепил восемь рельефов на темы басен Крылова (сам памятник Крылову выполнял скульптор Шапошников). решение рельефов Свинья под Дубом, Волк и Журавль, Лев и Волк были абсолютно оригинальны и проникнуты глубоким пониманием творчества И.А. Крылова. При обсуждении все усилия худсовета были направлены на то, чтобы не пропустить работу, не дать ей возможности осуществиться. Но желание художника довести дело до конца оказалось сильнее. Теперь горловские барельефы окружают памятник, ставший любимым в городе Твери.
В конце 50-х годов горловские зрелые фарфоровые скульптуры Рысенок и Ослик были удостоены на международной выставке в Брюсселе золотой медали За верность национальным традициям.