Регистрация
Абрам Исаакович Моносзон
Абрам Исаакович Моносзон
Россия 1914−2003
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в 1914 году, в Могилеве. В 1943 году он поступил в Текстильный институт в Москве и начал учиться у знаменитых мастеров — Александра Куприна и Вениамина Эйгеса. В творчестве Моносзона впоследствии ощущалось влияние обоих художников. Причем у Куприна он взял пластические мотивы, живописные традиции «Бубнового валета», а Эйгес подарил своему ученику глубокий интерес к отображению еврейской культуры и быта.

Таким образом, художник присоединился к многочисленной тогда диаспоре «русских еврейских художников», — уникальному явлению, аналогу которого нет в мире. Живописные традиции и мотивы, возникшие благодаря школе Пэна, — те, что впоследствии были продолжены и развиты Марком Шагалом, сочетали в себе мир реальный и фантастический, сюжеты, почерпнутые из Торы, и современность.

Абрам Моносзон мыслил категориями еврейской культуры, и это глубоко ощущается в его творчестве. Художник изображал еврейский быт, жизнь еврейских местечек, по-своему переосмысливал Тору. При этом мастер глубоко страдал, ибо считал, что изображать человека греховно, полагал, что нарушает завет Творца, — но не писать не мог.

В его небольших по размеру картинах ангелы и пророки изображаются, как простые люди, а простые люди похожи на пророков. Толстая Ева, в испуге прикрывающая голову от ангела с огненным мечом, тащит с собой из рая целую корзину яблок — мало ли что может случиться! А старики, обсуждающие Шестидневную войну, словно на глазах превращаются в пророков. Его живопись достаточно условна и в чем-то напоминает мир живописи Шагала (включая летящих по небу персонажей). Причем здесь нет и речи о прямом заимствовании — скорее причина в мышлении мастера, в его восприятии мира, в котором смешивается абстрактное и реальное, жизнь и сказка, заветы Торы и коммунальный быт.

Картины Моносзона удивительно эмоциональны. Большой цикл «Воспоминание о местечке» включает в себя самые разные работы — от страшного «Холокоста», вызывающего невольные ассоциации с персонажами «Герники» Пикассо, до романтической «Молитвы». В картине «Пожар» среди огня мечутся люди-тени, скорбью полны герои полотна «Тень», скорбью наполнен и портрет матери, погибшей во время Холокоста. «Пир Валтасара» источает ужас.

Абрам Моносзон прожил долгую и сложную жизнь. Его работы не пользовались успехом, и лишь будучи глубоким стариком, он отправился продавать свою картину на улице, надеясь выручить хоть немного денег и… познакомился с Любовью Агафоновой, директором галереи «Веллум», специализирующейся на еврейском искусстве. И та смогла по достоинству оценить его работы. Сейчас Моносзон — достаточно известное имя, коллекционеры почитают за счастье владеть его работами, да и сам факт проведения выставки именно в ЦДХ и большой интерес к ней со стороны публики говорит о многом.

Читать дальше

HELP