войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Жан Эдуар
Вюйар

1868−1940
Жан Эдуар Вюйар (фр. Jean-Édouard Vuillard; 11 ноября 1868, Кюизо — 21 июня 1940, Ла Боле) – французский художник-постимпрессионист, член художественного объединения «Наби».

Особенности творчества художника Жана Эдуара Вюйара: в художественной группе «Наби», к которой некоторое время принадлежал Вюйар, его называли «Интимным наби». Он писал небольшие портреты своих родных, друзей и покровителей всегда в окружении – в интерьерах, в садах и парках. Находящиеся вокруг человека детали (лампы, обои, мебель, часы и зеркала) становятся частью портрета его внутреннего мира, эти вещи раскрывают психологические черты и социальные отношения в картине чаще и отчетливей, чем выражение лица, которое на картинах Вюйара может быть скрытым, нечетким, погруженным в тень. Вюйар увлеченно работал с цветной литографией, обогащая живописный язык чертами, свойственными цветной печати. Огромные по размеру и впечатляющие по исполнению живописные панно, которые художник писал для интерьеров частных домов, виртуозно сочетают положенные по формату декоративные элементы со смелым художественным экспериментом.

Известные картины Жана Эдуара Вюйара: «Альбом», «Площадь Винтимиль», «Трапеза в саду», «Интерьер, мать и сестра художника»«Пейзажи и интерьеры»«Портрет Мисии Натансон».

Эдуар Вюйар, стыдливый и молчаливый, обаятельный и не очень общительный, всю жизнь оказывался в центре бурного, авангардного, богемного, интеллектуального, многолюдного движения.

Он был любимым художником и близким другом влиятельных богачей и банкиров, арт-дилеров и издателей, но всю жизнь прожил холостяком, с матерью, в скромной квартире с обоями в цветочек.

Он любил писать женщин и детей, оставляя мужчинам на картинах роль полукомичных, полунелепых героев. Но своих детей у Вюйара не было, он только с восхищением следил, как растут дети его сестры, и всю жизнь безнадежно влюблялся в богатых, блестящих, замужних женщин.

Он работал над огромными декоративными панно для Театра на Елисейских полях и Дворца наций, но говорил, что «ум и чувства находят наивысшую степень новизны почему-то именно в знакомых местах».

Сын портнихи

Эдуару Вюйару было 16 лет, когда его отец, отставной капитан, умер. Семья, и так не очень богатая, привыкшая к скромной жизни, осталась без кормильца. И тогда мадам Вюйар берет все в свои руки: она открывает швейную мастерскую в доме, учит шить и кроить младшую дочь Мари. Шумные, элегантные заказчицы, тюки разноцветных тканей, иголки, нитки, выкройки – в такой дом будет приходить юный Вюйар каждый день после занятий. Он получил стипендию на обучение в одном из самых престижных учебных заведений Франции – лицее Кондорсе. Здесь в разное время учились Поль Валери, братья де Гонкур, Марсель Пруст и Анри де Тулуз-Лотрек, это первый лицей во Франции, который начал принимать на обучение девушек. Здесь Вюйар знакомится с Морисом ДениПьером Боннаром и Кер-Ксавье Русселем. Он проведет в лицее всего год, но эта дружба продлится всю жизнь и станет важным поворотным моментом, с которого начинается увлечение Вюйара живописью.

Застенчивый и склонный к постоянной рефлексии, Эдуар любит быть дома. Для него дом – место, где можно укрыться, подумать, восстановить силы, быть собой. Позже он скажет «Я не пишу портреты, я пишу людей в их домах». Лучшие его работы будут сосредоточены на деталях интерьера не меньше, а иногда намеренно больше, чем на чертах лиц главных фигур. Дом человека – это его продолжение и красноречивое воплощение темперамента, рода занятий и мировоззрения.

В 1855 году Кер-Ксавье Руссель уходит из лицея учиться живописи и зовет Вюйара с собой. Уже через год они вдвоем перейдут из частной мастерской в Академию Жюлиана. Это достаточно консервативное учебное заведение даст Вюйару не много возможностей для развития художественного чутья и собственного стиля, но снова познакомит с важными для него людьми.

Время пророков
В 1888 году Поль Серюзье, однокурсник и друг Вюйара, встречается в Понт-Авене с Гогеном и получает от него самый просветляющий урок живописи. По возвращении он уже готов менять современное искусство - и начинает с друзей. Серюзье, Пьер Боннар, Морис Дени, Кер-Ксавье Руссель и Вюйар объединяются в группу «Наби» (в переводе с древрееврейского «пророки»), говорят о новой живописи, читают поэтов-символистов и древние тексты, проводят первые выставки.

Для Вюйара это последнее десятилетие XIX века оказывается самым значительным: он пишет небольшие живописные работы, в которых экспериментирует с плоскими пятнами насыщенного цвета, с декоративными узорами в интерьерах, с искаженной, сплющенной перспективой, с темперой и картоном, он становится соучредителем нового символистского театра Théâtre de l’Oeuvre на площади Клиши, для которого создает декорации, костюмы и программы. Наконец, Вюйар попадает в среду, которая станет для него главным источником вдохновения и коммерческого успеха. Арт-критик The Guardian Джонатан Джонс называет Вюйара «Гогеном, который остался дома». Свою экзотику и свою Полинезию Вюйар находит в Париже – в прекрасных домах богатых, свободомыслящих, красивых людей. В том мире, который до сих пор был недоступен скромному сыну швеи.

В это время художник пишет огромные панно для украшения модных гостиных, в которых собираются писатели, издатели, театральные режиссеры. Он делает иллюстрации для авангардного журнала La Revue Blanche, становится близким другом и постоянным гостем в доме его издателя Таде Натансона и все эти годы безнадежно влюблен в его жену Мисию. Он много пишет Мисию - но ее вкус, неповторимый стиль, окружающие ее вещи влияют даже на те работы Вюйара, в которых Мисии нет. Он покупает фотоаппарат и фотографирует Мисию дома, в загородном доме, за фортепиано и в саду.

Когда его главная муза разведется с Таде, а потом еще два раза побываем замужем, она напишет книгу воспоминаний. Из того времени, когда Вюйар практически жил в ее доме, она вспомнит одну вечернюю прогулку: «Торжественный и мечтательный, Вюйяр повел меня вдоль реки, мимо высоких серебристых берез. Кажется, мы не разговаривали. Он медленно продвигался по пожелтевшей траве, и я неосознанно уважала его молчание. Наши силуэты были лишь тенями на фоне бледного неба. Земля становилась грубой под нашими ногами. Я зацепилась ногой за корень дерева и чуть не упала. Вюйяр остановился, чтобы подхватить меня. Внезапно наши глаза встретились. В нарастающей темноте я могла видеть только блеск его печальных глаз. И тут он разрыдался. Это было самое красивое признание в любви, которое я когда-либо слышала от мужчины».

Время галерей
С началом XX века Эдуар Вюйар заключает контракт с одной из самых крупных парижских галерей, принадлежащей братьям Бернхайм-Жен. Один из партнеров галереи Джос Хессель принимает Вюйара в своем доме и становится пожизненным покровителем и другом. Это не мешает Вюйару влюбиться в его жену Люси. Впрочем, самому Хесселю этот роман (биографы Вюйара не сомневаются, что в этот раз сложился именно роман, а не вечерние прогулки) тоже нисколько не мешает.

В европейском искусстве наступает новая эпоха: кубизм, фовизм, абстрактная живопись заслоняют те идеи набидов, которые они не успели даже до конца проговорить и перерасти. Вюйар возвращает в свои работы грамотную перспективу, берет что-то от импрессионистов, тщательно, маниакально точно снабжает картины мелкими деталями. Возможно, под влиянием фотографии, которой он всерьез увлекся и которую использует в качестве эскизов.

До 60 лет Эдуар живет вместе с матерью, до самой ее смерти. Сменив богатые гостиные покровителей на очень богатые гостиные новых покровителей, он сам продолжает жить очень скромно, никак не может привыкнуть к количеству нулей в ценах на свои работы, аккуратно ведет дневник, часто гостит у сестры и Кер-Ксавье Русселя, который стал ее мужем, обожает племянников.

Во время Первой мировой войны Вюйар совсем недолго служит смотрителем железнодорожной станции, а потом – военным художником. Он тяжело переживает смерть Поля Серюзье, и еще тяжелее – начало Второй мировой войны. Когда в 1940 году немецкая армия войдет в Париж, Вюйар покинет город и умрет от сердечного приступа через неделю, на руках Хесселей, которые в последние несколько десятилетий были его странной главной семьей.

Автор: Анна Сидельникова
Перейти к биографии