Регистрация
Жан Эдуар Вюйар
Жан Эдуар
 Вюйар
1868−1940
Подписаться28                
Подписаться28                
Биография и информация
 
Жан Эдуар Вюйар (фр. Jean-Édouard Vuillard; 11 ноября 1868, Кюизо — 21 июня 1940, Ла Боле) — французский художник-постимпрессионист, член художественного объединения «Наби».

Особенности творчества художника Жана Эдуара Вюйара: в художественной группе «Наби», к которой некоторое время принадлежал Вюйар, его называли «Интимным наби». Он писал небольшие портреты своих родных, друзей и покровителей всегда в окружении — в интерьерах, в садах и парках. Находящиеся вокруг человека детали (лампы, обои, мебель, часы и зеркала) становятся частью портрета его внутреннего мира, эти вещи раскрывают психологические черты и социальные отношения в картине чаще и отчетливей, чем выражение лица, которое на картинах Вюйара может быть скрытым, нечетким, погруженным в тень. Вюйар увлеченно работал с цветной литографией, обогащая живописный язык чертами, свойственными цветной печати. Огромные по размеру и впечатляющие по исполнению живописные панно, которые художник писал для интерьеров частных домов, виртуозно сочетают положенные по формату декоративные элементы со смелым художественным экспериментом.

Известные картины Жана Эдуара Вюйара: «Альбом», «Площадь Винтимиль», «Трапеза в саду», «Интерьер, мать и сестра художника», «Пейзажи и интерьеры», «Портрет Мисии Натансон».

Эдуар Вюйар, стыдливый и молчаливый, обаятельный и не очень общительный, всю жизнь оказывался в центре бурного, авангардного, богемного, интеллектуального, многолюдного движения.

Он был любимым художником и близким другом влиятельных богачей и банкиров, арт-дилеров и издателей, но всю жизнь прожил холостяком, с матерью, в скромной квартире с обоями в цветочек.

Он любил писать женщин и детей, оставляя мужчинам на картинах роль полукомичных, полунелепых героев. Но своих детей у Вюйара не было, он только с восхищением следил, как растут дети его сестры, и всю жизнь безнадежно влюблялся в богатых, блестящих, замужних женщин.

Он работал над огромными декоративными панно для Театра на Елисейских полях и Дворца наций, но говорил, что «ум и чувства находят наивысшую степень новизны почему-то именно в знакомых местах».

Сын портнихи

Эдуару Вюйару было 16 лет, когда его отец, отставной капитан, умер. Семья, и так не очень богатая, привыкшая к скромной жизни, осталась без кормильца. И тогда мадам Вюйар берет все в свои руки: она открывает швейную мастерскую в доме, учит шить и кроить младшую дочь Мари. Шумные, элегантные заказчицы, тюки разноцветных тканей, иголки, нитки, выкройки — в такой дом будет приходить юный Вюйар каждый день после занятий. Он получил стипендию на обучение в одном из самых престижных учебных заведений Франции — лицее Кондорсе. Здесь в разное время учились Поль Валери, братья де Гонкур, Марсель Пруст и Анри де Тулуз-Лотрек, это первый лицей во Франции, который начал принимать на обучение девушек. Здесь Вюйар знакомится с Морисом Дени, Пьером Боннаром и Кер-Ксавье Русселем. Он проведет в лицее всего год, но эта дружба продлится всю жизнь и станет важным поворотным моментом, с которого начинается увлечение Вюйара живописью.

Застенчивый и склонный к постоянной рефлексии, Эдуар любит быть дома. Для него дом — место, где можно укрыться, подумать, восстановить силы, быть собой. Позже он скажет «Я не пишу портреты, я пишу людей в их домах». Лучшие его работы будут сосредоточены на деталях интерьера не меньше, а иногда намеренно больше, чем на чертах лиц главных фигур. Дом человека — это его продолжение и красноречивое воплощение темперамента, рода занятий и мировоззрения.

В 1855 году Кер-Ксавье Руссель уходит из лицея учиться живописи и зовет Вюйара с собой. Уже через год они вдвоем перейдут из частной мастерской в Академию Жюлиана. Это достаточно консервативное учебное заведение даст Вюйару не много возможностей для развития художественного чутья и собственного стиля, но снова познакомит с важными для него людьми.

Время пророков
В 1888 году Поль Серюзье, однокурсник и друг Вюйара, встречается в Понт-Авене с Гогеном и получает от него самый просветляющий урок живописи. По возвращении он уже готов менять современное искусство — и начинает с друзей. Серюзье, Пьер Боннар, Морис Дени, Кер-Ксавье Руссель и Вюйар объединяются в группу «Наби» (в переводе с древрееврейского «пророки»), говорят о новой живописи, читают поэтов-символистов и древние тексты, проводят первые выставки.

Для Вюйара это последнее десятилетие XIX века оказывается самым значительным: он пишет небольшие живописные работы, в которых экспериментирует с плоскими пятнами насыщенного цвета, с декоративными узорами в интерьерах, с искаженной, сплющенной перспективой, с темперой и картоном, он становится соучредителем нового символистского театра Théâtre de l’Oeuvre на площади Клиши, для которого создает декорации, костюмы и программы. Наконец, Вюйар попадает в среду, которая станет для него главным источником вдохновения и коммерческого успеха. Арт-критик The Guardian Джонатан Джонс называет Вюйара «Гогеном, который остался дома». Свою экзотику и свою Полинезию Вюйар находит в Париже — в прекрасных домах богатых, свободомыслящих, красивых людей. В том мире, который до сих пор был недоступен скромному сыну швеи.

В это время художник пишет огромные панно для украшения модных гостиных, в которых собираются писатели, издатели, театральные режиссеры. Он делает иллюстрации для авангардного журнала La Revue Blanche, становится близким другом и постоянным гостем в доме его издателя Таде Натансона и все эти годы безнадежно влюблен в его жену Мисию. Он много пишет Мисию — но ее вкус, неповторимый стиль, окружающие ее вещи влияют даже на те работы Вюйара, в которых Мисии нет. Он покупает фотоаппарат и фотографирует Мисию дома, в загородном доме, за фортепиано и в саду.

Когда его главная муза разведется с Таде, а потом еще два раза побываем замужем, она напишет книгу воспоминаний. Из того времени, когда Вюйар практически жил в ее доме, она вспомнит одну вечернюю прогулку: «Торжественный и мечтательный, Вюйяр повел меня вдоль реки, мимо высоких серебристых берез. Кажется, мы не разговаривали. Он медленно продвигался по пожелтевшей траве, и я неосознанно уважала его молчание. Наши силуэты были лишь тенями на фоне бледного неба. Земля становилась грубой под нашими ногами. Я зацепилась ногой за корень дерева и чуть не упала. Вюйяр остановился, чтобы подхватить меня. Внезапно наши глаза встретились. В нарастающей темноте я могла видеть только блеск его печальных глаз. И тут он разрыдался. Это было самое красивое признание в любви, которое я когда-либо слышала от мужчины».

Время галерей
С началом XX века Эдуар Вюйар заключает контракт с одной из самых крупных парижских галерей, принадлежащей братьям Бернхайм-Жен. Один из партнеров галереи Джос Хессель принимает Вюйара в своем доме и становится пожизненным покровителем и другом. Это не мешает Вюйару влюбиться в его жену Люси. Впрочем, самому Хесселю этот роман (биографы Вюйара не сомневаются, что в этот раз сложился именно роман, а не вечерние прогулки) тоже нисколько не мешает.

В европейском искусстве наступает новая эпоха: кубизм, фовизм, абстрактная живопись заслоняют те идеи набидов, которые они не успели даже до конца проговорить и перерасти. Вюйар возвращает в свои работы грамотную перспективу, берет что-то от импрессионистов, тщательно, маниакально точно снабжает картины мелкими деталями. Возможно, под влиянием фотографии, которой он всерьез увлекся и которую использует в качестве эскизов.

До 60 лет Эдуар живет вместе с матерью, до самой ее смерти. Сменив богатые гостиные покровителей на очень богатые гостиные новых покровителей, он сам продолжает жить очень скромно, никак не может привыкнуть к количеству нулей в ценах на свои работы, аккуратно ведет дневник, часто гостит у сестры и Кер-Ксавье Русселя, который стал ее мужем, обожает племянников.

Во время Первой мировой войны Вюйар совсем недолго служит смотрителем железнодорожной станции, а потом — военным художником. Он тяжело переживает смерть Поля Серюзье, и еще тяжелее — начало Второй мировой войны. Когда в 1940 году немецкая армия войдет в Париж, Вюйар покинет город и умрет от сердечного приступа через неделю, на руках Хесселей, которые в последние несколько десятилетий были его странной главной семьей.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Ирина Абрамова
Елена Белова
+37

Лента
Группу французских художников «Наби» сложно вписать в крупное художественное направление вроде импрессионизма, экспрессионизма или модерна. Хронологически совпадая с каждым из этих мощных течений, художники-набиды проложили узкое, извилистое, стремительное русло для собственного искусства где-то посередине.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Жан Эдуар Вюйар. Замок Фонтенбло
Жан Эдуар Вюйар. Рельсы в Конфлан-Сент-Онорин
Жан Эдуар Вюйар. Мельница в Сен-Жак-де-ла-Мер
Жан Эдуар Вюйар. Урок фортепьяно, миссис Артур Фонтейн и ее дочь
Жан Эдуар Вюйар. Малышка с дудочкой
Жан Эдуар Вюйар. Вагоны
Жан Эдуар Вюйар. Обнаженная
Жан Эдуар Вюйар. Утро в саду Клоса Сезанна
Жан Эдуар Вюйар. Мари Вюйар пишет
Жан Эдуар Вюйар. Мадам Жосс и Гастон Бернхайм
Жан Эдуар Вюйар. Фабрика. Большая труба ночью
Жан Эдуар Вюйар. Портрет Одилона Редона. Фрагмент
Жан Эдуар Вюйар. Хирурги. Фрагмент
Жан Эдуар Вюйар. Вид на озере Бинненальстер
Жан Эдуар Вюйар. Женщина в красном у окна
Жан Эдуар Вюйар. Мадам Вюйар чистит картошку
Жан Эдуар Вюйар. Замок Сан-Жако, Бретань
Жан Эдуар Вюйар. У открытого окна
Жан Эдуар Вюйар. Девушка в саду
Вся лента
Работы художника
всего 1 070 работ
Жан Эдуар Вюйар. Мисия Натансон и Феликс Валлоттон в Вильнёве
2
Мисия Натансон и Феликс Валлоттон в Вильнёве
1899, 72×53 см
Жан Эдуар Вюйар. "Пейзажи и интерьеры". Интерьер с розовыми обоями II
1
"Пейзажи и интерьеры". Интерьер с розовыми обоями II
1899, 40.6×33 см
Жан Эдуар Вюйар. Интерьер, мать и сестра художника
1
Интерьер, мать и сестра художника
1893, 46.3×56.5 см
Жан Эдуар Вюйар. В комнате
0
В комнате
1904, 50×77 см
Жан Эдуар Вюйар. В саду
0
В саду
1898, 51×83 см
Жан Эдуар Вюйар. Швея
1
Швея
1893, 19.1×25.4 см
Жан Эдуар Вюйар. Мадам Вюйар читает газету
3
Мадам Вюйар читает газету
1898, 32×53 см
Жан Эдуар Вюйар. Мадам Вюйар в гостиной
1
Мадам Вюйар в гостиной
1893, 27.5×22.8 см
Жан Эдуар Вюйар. Дети в комнате
2
Дети в комнате
1909, 84.5×77.7 см
Посмотреть 1 070 работ художника
HELP