Елена Константиновна Лукш-Маковская (13 ноября 1878, Санкт-Петербург – 25 ноября 1967, Гамбург) русская и немецкая художница, скульптор, график. Дочь художника Константина Маковского.
Особенности творчества художницы Елены Лукш-Маковской: таланты Лукш-Маковской были чрезвычайно многогранными. Она была прекрасным портретистом и пейзажистом, писала прекрасные натюрморты и жанровые сцены – сказывалась большая школа, пройденная Еленой у Ильи Репина. Лукш-Маковская вместе со своим мужем участвовала в работе Венских мастерских, где создавала эскизы для промышленного дизайна, почтовых открыток, мозаик и эмалей. Ее скульптурными рельефами был оформлен фасад венского Бургтеатра, а интерьеры украсили картины и портреты, также выполненные художницей.
Известные работы Елены Лукш-Маковской: «Отрочество» (экспонируется в выставочном павильоне Венского сецессиона наряду с работами Климта), скульптура «Судьба женщины», серия открыток «Русские пословицы в иллюстрациях».
Всего через год после рождения сына Сергея в семье известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его второй жены, юной Юлии Павловны Летковой, родилась дочь Елена. Хорошенькая девочка неоднократно служила моделью своему именитому отцу, позируя ему с матерью и братом (1, 2, 3, 4). Детство Леночки прошло в Санкт-Петербурге; приходилось ей бывать и за границей, сопровождая часто болевшую мать. Маковский обеспечивал Юлии Павловне наилучшее лечение: Биарриц и Ницца, швейцарские курорты, парижские врачи… Нечастые встречи подтолкнули Константина Маковского к любовным приключениям. Разгневанная Юлия потребовала развода, а ее бывший муж женился в третий раз - на своей пассии Марии Матавтиной. С тех пор дети – а к тому времени у Сергея и Елены появился младший брат, Владимир - с отцом общались мало.
В 15 лет Леночка Маковская начала обучение рисунку и живописи в Художественно-промышленной школе княгини Тенишевой при Императорском обществе поощрения художеств, а год спустя поступила в частную студию Ильи Репина. Осенью 1896 года, по совету любимого учителя, она становится вольным слушателем в Императорской Академии художеств и продолжает свои занятия в мастерской Репина. Участвует в выставках, совершает поездку по Волге, откуда привозит множество этюдов и набросков. В 1897 году одну из картин Маковской купил банкир и меценат Иван Блох; он же предоставил молодой художнице возможность получить заграничное образование, выделив ей стипендию. Елена выбрала Мюнхен и школу Антона Ажбе, а несколько позже поступила в Школу живописи, организованную скульптором Матиасом Гаштайгером и художником Юлиусом Экстером.
Со своим будущим мужем, скульптором Рихардом Лукшем, она познакомилась в Школе Гаштайгера, в Дойтенхофене. Впрочем, до замужества она еще успела создать свою собственную студию в Петербурге, параллельно продолжая обучение у Ильи Репина, а также в мастерской ректора Академии художеств, скульптора Владимира Беклемишева. Знакомство с Игорем Грабарем привело Елену Маковскую в круг художников общества «Мир искусства». В 1899 году художница выполняет заказ своего благодетеля, Ивана Блоха – создает рельеф, который украсил русский павильон на Всемирной выставке 1900 года, прошедшей в Париже. Маковская становится первой женщиной-художником, принятой в Венский Сецессион, и принимает участие в VIII выставке этого объединения.
20 мая 1900 года Елена Маковская выходит замуж за Рихарда Лукша (23 января 1872, Вена - 21 апреля 1936, Гамбург), австрийского скульптора и керамиста. Семья поселилась в Вене, где в мае 1901 года родился первенец Рихарда и Елены – сын Петер, который впоследствии продолжит династию и станет художником. Пополнение семейства не помешало творческим планам Елены: она продолжала участвовать в выставках Венского Сецессиона, а весной 1902 году приняла участие в выставки общества «Мир искусства» и стала его членом.
В 1903 году Елена Лукш-Маковская публикует серию графических картин «Ver Sacrum», а на XVII выставке Венского Сецессиона, где семейной паре выделили для экспозиции целый зал, представляет на суд публики картину «Adolescentia» (Отрочество). Именно эту картину год спустя Союз русских художников не принял для участия в своей московской выставке, посчитав ее безнравственной.
Елена пробует свои силы в книжной иллюстрации – это рисунки для «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, иллюстрации для «Немецких фарсов» Фришлина, а также проект «Лубки» («Русские пословицы»). В 1907 году семья переезжает в Гамбург; Елена принимает германское подданство. В 1909 году Лукш-Маковская участвует в московском Салоне, организованным ее старшим братом Сергеем Маковским, редактором журнала «Аполлон». А год спустя на выставке в Гамбурге показывает скульптуру «Судьба женщины», сделавшую ее знаменитой; в 1926 году скульптуру установили в гамбургском городском парке.
1915 год становится тяжелым для семьи Лукш-Маковских: трагически погибает отец Елены – Константин Маковский. Грядет революция – Елена переживает за близких; позже она узнает, что мать и братья все же успели уехать в Париж. Ко всему прочему накаляются отношения между Еленой и Рихардом; супруг на долгое время попадает в больницу… Брак трещит по швам, и в 1921 году окончательно распадается.
От семейных бурь и мировых потрясений Елену спасало творчество. Она работает оформителем, пишет портреты на заказ, разрабатывает эмблемы. В 1920-х годах приходит очередь старых «волжских» эскизов времен Академии художеств – Елена перерабатывает их в картины. Ее работы охотно покупают, дают заказы… После прихода к власти Гитлера Елена Лукш-Маковская вступает в национал-социалистический Союз немецких художников и графиков (впоследствии это сделает ее имя крайне нежелательным для упоминания в истории русского искусства). Расчет на госзаказы не оправдался; художница вернулась к частной клиентуре. Во время войны Елена жила в Германии, в Гамбурге; ее средний сын, Андреас, эмигрировал в США. Питер и младший сын Димитрий воевали на Восточном фронте. Работы художницы во время бомбежек Гамбурга уцелели, как и работы ее бывшего мужа Рихарда Лукша.
После войны Елена Лукш-Маковская сотрудничала с архитектором и иконописцем Анатолием Нератовым, который открыл в Гамбурге Школу русской иконописи, где Елена работала преподавательницей. В 1948 году муниципалитет заказал художнице триптих «Старый Гамбург». Елена Константиновна продолжает творческие штудии, периодически участвует в выставках, выполняет на заказ скульптурные работы.
Ряд трагических смертей ее близких подорвал здоровье Елены Лукш-Маковской. Ее не стало 15 августа 1967 года.
Автор: Рита Лозинская