В правилах российской Императорской Академии художеств было положение, согласно которому в конкурсе на соискание большой золотой медали (ее обладатель помимо признания мастерства получал право на зарубежную поездку) могли участвовать и художники, окончившие Академию.
Дмитрий Никифорович Мартынов после окончания Петербургской рисовальной школы для приходящих и Академии художеств, где он под руководством А.Т. Маркова получил за свои ученические успехи малую и большую серебряные и малую золотую медали, установил, возможно, рекорд участия в конкурсах. Он регулярно, начиная с 1852 года, выставлял свои картины на конкурс. Интереса ради приведем его программные полотна: "Ной благословляет своих сыновей Сима и Иафета и отвергает неблагословенного им сына Хама" (1852), "Эсфирь пред Артаксерксом" (1853, золотая медаль за "экспрессию"), "Бояре и народ в костромском Ипатьевском монастыре умоляют юного Михаила Федоровича принять царскую корону" (1854), "Иисус Христос в доме Марфы и Марии" (1855), "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила" (1857). Последняя из названных картин наконец-то принесла художнику большую золотую медаль, звание классного художника и пенсионерскую поездку в Европу сроком на шесть лет. Все последующие годы Д.Н. Мартынов много работал в различных жанрах изобразительного искусства. В 1864 году ему присваивают звание академика исторической и портретной живописи. Он увлекается пейзажем и декоративной живописью. Наконец, Д.Н. Мартынов был широко известен в свое время как иконописец, принимавший участие в росписях многих церквей и храма Христа Спасителя в Москве, известен художник также как оформитель театральных зданий и спектаклей во многих городах России.