В 1865 году Алексею Тарасовичу Маркову было присвоено звание заслуженного профессора Академии художеств. Этим решением подтверждалось высокое художественное мастерство живописца и его необычайно эффективная преподавательская деятельность. Он любил учеников Академии, старался помочь нуждающимся из них. Академисты были за это признательны учителю и охотно выбирали А.Т. Маркова своим руководителем. Родившийся в Новгороде в семье часовщика, юный Алексей Марков в детстве проявил большие способности к художеству. В одиннадцать лет он стал воспитанником Академии художеств. Среди его учителей были знаменитые художники и преподаватели А. Егоров, Андрей Иванов и В. Шебуев. Полотно выпускника Академии "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" принесло ему в 1824 году малую золотую медаль. В 1830 году за конкурсную картину "Сократ перед кончиною беседует с учениками о бессмертии души" А. Марков получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. В командировке он исключительно много работает: его копии великих мастеров украсили музеи Петербурга, мастерски выполнил художник и ряд самостоятельных картин. За одну из них — "Фортуна и нищий", купленную императором Николаем I, А.Т. Маркову присваивают звание академика. Велика была работа живописца по созданию образов и картин для главных церквей и храмов Петербурга. Композиция Триипостасного Бога А.Т. Маркова для плафона купола московского храма Христа Спасителя достигла, по отзывам современников, такой высоты мастерства, которой достигали немногие художники всех времен и народов. (К сожалению, композиция не была реализована по определенным причинам в росписи храма.)
Был воспитанником Императорской академии художеств и развился в ней под руководством Андр. Иванова, А. Егорова и В. Шебуева. Получив в 1824 г., за свои успехи в рисовании и живописи, две серебряные медали, малую и большую, в том же году окончил академический курс со званием художника XIV кл. и малой золотой медалью, присужденною ему за исполненную по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" и оставлен при Академии, в качестве пенсионера, для дальнейшего своего усовершенствования. Затем, в 1830 г., за картину: "Сократ перед своей кончиной беседует с учениками о бессмертии души", он был удостоен большой золотой медали и отправлен на казенный счет в чужие края. В Дрездене скопировал Сикстинскую Мадонну Рафаэля, в Риме исполнил копию с фрески того же художника: "Пожар в Борго" и написал картину собственной композиции: "Фортуна и Нищий", доставившую ему в 1836 г. звание академика, и оконченный эскиз: "Христианские мученики в Колизее" (первые три заграничные работы Маркова находятся в музее Акад. художеств, последняя — в Моск. публичном музее). За упомянутый эскиз, в 1842 г., Академия признала Маркова профессором 2 ст. В 1852 г. он был повышен в профессоры 1 ст., а с 1865 г. имел звание заслуженного профессора. Не обладая особенно сильным талантом, но будучи прекрасным рисовальщиком и человеком добросовестным и усердным, Марков принес пользу русскому искусству преимущественно своей преподавательской деятельностью; он отличался особым вниманием к молодым художникам, вследствие чего в ученики к нему они записывались в большем числе, чем к другим профессорам. Из произведений Маркова должно указать, сверх вышепоименованных, на огромную картину: "Иосиф, в Египте, встречает своих братьев", в аттике Исаакиевского собора, два плафона в том же храме, образа иконостаса в Благовещенской црк. конно-гвардейского полка, живопись на парусах купола Введенской црк. семеновского полка и колоссальный плафон главного купола в моск. храме Христа, изображающий Триипостасного Бога — одно из замечательнейших созданий русской живописи, в котором, однако, Марков принадлежит только композиция, а ее обработка и письмо — И. Макарову, И. Крамскому, Н. Кошелеву и В. Венигу. А. С—в. {Брокгауз}