Учился в детской художественной школе в Костроме под руководством известного русского художника Н.П. Шлеина, который оказал большое влияние на становление В.А. Кутилина как живописца.
В 1959 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова (преподаватели П.Д. Покаржевский, Е.П. Ефанов, К.М. Максимов).
В 1979 г. художник создал картину «У своего порога», которая сделала его имя известным по всему Союзу.
Работы хранятся в Ярославском художественном музее, Костромском музее изобразительных искусств.
(1931 г., Кострома)
Советский живописец, график, Член Союза художников СССР (1962), Заслуженный деятель искусств РСФСР, награждён серебряной медалью Академии художеств России "За вклад в развитие отечественного искусства" (1998).
Рос и воспитывался среди художников. Его отец, Александр Николаевич, был художником-оформителем и карикатуристом, работал в редакции газеты "Северная правда", был членом КО АХР. Уже в детском возрасте Владимир твердо знал, что будет художником и стал учеником первого набора детской художественной школы Н.П. Шлейна. Здесь Владимир Кутилин постигал азы художественной грамоты под руководством прекрасного педагога и большого мастера Н.П. Шлейна. После войны в 1947 году он начал свое обучение в Костромском художественном училище.
В Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, куда Владимир поступил сразу после училища, его первым педагогом был профессор Д.П. Покаржевский, а потом его сменили профессора Е.П. Ефанов и К.М. Максимов. Здесь он создает свою первую жанровую композицию "Москва!" (1954).
Его дипломная работа "В Москве" на защите получает высокую дипломную оценку и экспонируется на VII Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов СССР выпуска 1959 года.
После окончания института художник возвращается в Кострому и включается в активную творческую работу. Он работает над картинами, иллюстрирует книги, по заданию редакции газеты "Северная правда" делает зарисовки для корреспонденций, начинает свою педагогическую деятельность в художественном училище, где впоследствии продолжает преподавать.
Почти все его работы о Костроме и костромчанах. Даже обычный натюрморт - на фоне Волги. Русист по своим философским взглядам, Кутилин убежден - где-то здесь, в костромской глубинке - настоящая жизнь, без обмана и мнимых удовольствий . Здесь «застыла история». И ее надо сохранить любой ценой.
Кутилин: «У меня такое впечатление, что Кострому надо обнести забором. И пускать туда по билетам. Это ведь даже не Суздаль, это град сказочный».
Владимир Кутилин - поклонник классической школы живописи. Модное ныне, абстрактное искусство решительно не признает. Говорит, оно мертвое. И добавляет - черный квадрат Малевича по воздействию на души человеческие никогда не сравнится с пейзажами Левитана.
Владимир Кутилин - автор таких ярких произведений, как "Смена" (1967), "Жажда" (1964), "П.А. Малинина. Дважды Герой Социалистического Труда." (1977), "У своего порога" (1979), "Первое поле" (1981) и многих других.
Полотна художника хранятся в ГТГ, костромском областном музее изобразительных искусств, частных коллекциях России и за рубежом.