Регистрация
Михаил Александрович Кокин
Михаил Александрович Кокин
Украина 1921−2009
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Более 70 лет назад, 12-летним, по своему желанию пришел он в студию Дворца пионеров, руководителем которой был чудесный человек и художник В. В. Девятнин (около 200 его произведений — собственность ДХМ). Он увидел дар божий у мальчика, много с ним работал. И вполне закономерно, в 1937 г. для М. Кокина Днепропетровское художественное училище стало alma mater.

Но, увы! Не закончил. Война. Вместо художественного училища оканчивает Сталинградское танковое. Молодой лейтенант защищает Кавказ, затем — Сталинград, Курская дуга, тяжелое ранение. И снова еще долгая дорога через всю Европу до великого дня — 9 мая. 2 ордена Великой Отечественной, орден Красной звезды, множество медалей. И уже капитан, впереди -почетная тогда карьера военного. Но побеждает детская мечта. Он возвращается в родной город, в 1947 г. оканчивает Днепропетровское художественное училище по классу прекрасного педагога, ученика И. Е. Репина, М. Н. Панина.

Дальше — Киевский художественный институт. И здесь учителя — известные украинские художники Г. С. Мелихов, В. Н. Костецкий, С. А. Григорьев. Многому они научили М. Кокина. И недаром его дипломная картина — золотая медалистка Первой всесоюзной выставки дипломных работ 1954 г. Молодого художника оставляют в Киеве, но он возвращается в родные пенаты. Долгие годы он был главным художником художественно-производственного комбината. Но это не помешало активной творческой деятельности. Мольберт М. Кокина не стоял без холста ни единого дня, палитра и кисти никогда не высыхали, они вдохновенно жили и работали вместе, создав свыше 2 тысяч полотен. Абсолютное большинство их сегодня разошлось по городам и весям дальнего (Франция, Испания, Канада, Америка и т. д.) и ближнего зарубежья, презентуя народам встречу с незнакомым, но таким прекрасным краем, как наша Украина, с таким красивым народом, как трудолюбивый наш человек.

С поля внимания художника никогда не исчезали классические жанры искусства: картина, портрет, пейзаж, натюрморт, ни при каких обстоятельствах он не изменял традициям реализма, творил образы простые, как правда, мудрые, как жизнь. И весь долгий путь в искусстве -постоянные поиски, неуспокоенность, усовершенствование найденного. А это — стимулы, которые заставляли узнавать мир и человека в нем, творчески расти, находить свое место в бурном и неоднозначном развитии искусства XX—XXI столетий.

Значительное место в творчестве М. А. Кокина занимает портрет. Он у него разный по характеру композиционных решений, живописно-пластической структуре. Глубоко психологические, основательно написанные портреты ученых, художников, рабочих. Сдержанная тональная живопись, энергичная пластика мазка, активные ритмы композиции, не повторяясь, создают характеры сильные, волевые. А рядом -просветленная живопись, непосредственность, трепетное движение кисти в женских образах.

Вылеплены темпераментно, свободным широким мазком, ярко сияют чистыми цветами романтические портреты строителей когда-то знаменитой девятой криворожской домны. Это стилевое разнообразие в создании человеческого характера — только способ подчеркнуть индивидуальность. А общий «дух» кокинских портретов всегда один: удивление и восхищение, любовь к своему герою.

В жанровых произведениях М. Кокин избегает прямой трактовки важных событий из жизни людской, они в определенной мере метафоричны с определенной символикой, даже тяготеют к философскому осмыслению. Это обуславливает, с одной стороны, лаконизм, обобщенность, даже определенную знаковость его станковых картин, а с другой — тяготение к психологически заостренным образам. О чем повествуют его жанровые картины?

…Не просто заснеженное поле, а, кажется, частица земного шара покрыта сконцентрированным движением беглого круга. В центре -силуэты черных лошадей и двух мужских фигур, печально нагнувшихся над распростертым телом убитого товарища. Предельный лаконизм. Жизнь, борьба, смерть…

…В неизвестность долгой дорогой на санях едет молодой воин, женщина с ребенком. Глубокие думы, нерадостные лица. Куда, зачем едут, что ждет их…

…Пожилая женщина, молодка, девочка в цветущем саду, в сиянии солнечных лучей. Три поколения. Разные судьбы. Время идет. Какова их судьба…

…Старик на костылях. Цветущий май вокруг. А он печален, помнит многое, утраты и находки…

…И вдруг — огромный и величественный сияющий небесный купол, под ним — небольшая группа людей. Историческое уже полотно. Бригада Давыдова на строительстве девятой домны.

И еще немало картин о человеческом бытии написал М. Кокин.

Но при всей синтетичности таланта мастера, при всех его удачах в портретной, исторической и жанровой живописи, безусловно, наиболее ярко его индивидуальность раскрывается в пейзаже. Его «географическая» амплитуда достаточно широка. Если коротко, то от Чукотки до Парижа через Кавказ и дорогое его сердцу украинское село Егорино на тихой прозрачной речке Орели. Разные края писал, но сердце и душа его творчества, его «муза» — Украина. Ей посвятил свою жизнь, вдохновение, любовь, создав настоящую живописную симфонию «Украина моя», состоящую из сотен произведений. Он никогда не выбирал и не выбирает для нее эффектные мотивы, сюжеты его пейзажей просты: разлив речки по весне, первое дыхание после зимней спячки земли, первый подснежник и буйство весеннего сада.

Он не выбирает для неё эффективнее мотивы, сюжеты его пейзажей простые: разлив реки по весне, первое дыхание весенней земли, первые подснежники и буйство весенних садов, щедрость хлебных полей, многоцветие золотой осени, буйные и тихие «ветровые песни» и мн. др.

И каждый мотив, как камертон, настраивает мастера на определённый лад, в зависимости от которого по-разному начинают звучать его душевные «струны». Рождённая увиденным «мелодия» его кистью передаёт на холст определенную музыку цветов, определенное настроение. Поэтому в каждом пейзаже его живая волнующая душа — живописно-пластическая характеристика, которая поражает то тончайшей тональной нюансировкой, сдержанным движением кисти, то насыщенной звучностью чистых цветов, рожденной широким динамичным мазком пастозной фактурой. Каждый пейзаж художника — это тщательная проработка холста, добротно выполненная сделанность. Отсюда -образная выразительность и картинность многих его пейзажей. А пути к этому разные. Можно сразу увлечься величием его северных пейзажей с их могучим акцентом бело-синего безмолвия, монументальностью суровых образов, широкой динамикой мазка. И можно долго рассматривать его украинские пейзажи или крымские «поэзы», где простые мотивы художник превращает в эстетический категории благодаря драгоценной живописной кладке. Здесь каждый мазок — чистая живописная капля, которая, сливаясь с иной, создаёт сложную пастозную жемчужину.

М. Кокин и маринист незаурядный. Он постиг своеобразие морской стихии, свободный ритм движения волн, цветовые и световые эффекты на воде. Холодные серо-зеленные марины Прибалтики, синие-синие далёкой Чукотки, золотисто-голубые с белыми «барашками» тёплые воды Черного моря — свободная, но такая разная это водная стихия, которая привлекает художника, а с ним и нас, своей загадочностью.

Сегодня, наблюдая за работой этого 85-летнего «патриарха», поражаешься его азартной молодости, его энергичному слаженному взаимодействию с холстом, кистью, красками. Они, кажется, до тонкости понимают друг друга. Кисть стремительно и выверено движется по холсту, который вместе с живописной массой отвечает художнику легкой дрожью. Ловкая рука мастера, укладывает эту массу на холст светом и тенью, рисунком и цветом. Удивительное волшебство! И рождается произведение, создаётся образ. Сегодня они у него яркие, сияют чистым цветом. Определенную роль в этом, наверное, сыграли и «живописное» окружение в селе Егорино, с одной стороны, а с другой — Мекка художников всех времён — Париж, «живьем» увиденный импрессионизм. М. Кокин прослыл там как «украинский импрессионист».

Из-под кисти художника выходят сегодня натюрморты. Они не просто прекрасный, неживой микромир, а неотъемлемая часть живого огромного мира. И они — «живущие» в этом мире, среди живой природы — своеобразные пейзажи — натюрморты. Яркие, одухотворенные, охваченные солнечным сиянием, воздухом, они вобрали в себя украинский лиризм, поэтичность чудесной нашей природы.

Мастер не боится ярких цветовых перехлестов. Он полностью раскован. И ты наслаждаешься золотом осеннего угасания природы, щедростью осеннего солнца, так отчетливо подчеркнутого ярчайшим всплеском красного сервиза на столе. А трепетные ветви цветущей калины под окном осязаемо разливают медвяный аромат, так просто и сложно сотканный художником бело-золотистым колоритом. Многоцветная палитра полевых цветов собрана в гармоничную красивую, чистую мелодию, чарующую нас многоголосьем. Изыскана аллея из ирисов, сказочное время буйного цветения сирени, пушистые пионы, фрукты, ягоды, овощи — всё растёт и живёт в цветущем саду, утверждая творческое и жизненное кредо Михаила Александровича Кокина — жизнь прекрасна!

(автор статьи: Людмила Богданова, член НСХУ)

Читать дальше

HELP