войти
опубликовать

Михаил
Александрович Кокин

Украина • 1921−2009

Биография и информация

Более 70 лет назад, 12-летним, по своему желанию пришел он в студию Дворца пионеров, руководителем которой был чудесный человек и художник В. В. Девятнин (около 200 его произведений - собственность ДХМ). Он увидел дар божий у мальчика, много с ним работал. И вполне закономерно, в 1937г. для М. Кокина Днепропетровское художественное училище стало alma mater.

Но, увы! Не закончил. Война. Вместо художественного училища оканчивает Сталинградское танковое. Молодой лейтенант защищает Кавказ, затем - Сталинград, Курская дуга, тяжелое ранение. И снова еще долгая дорога через всю Европу до великого дня - 9 мая. 2 ордена Великой Отечественной, орден Красной звезды, множество медалей. И уже капитан, впереди -почетная тогда карьера военного. Но побеждает детская мечта. Он возвращается в родной город, в 1947г. оканчивает Днепропетровское художественное училище по классу прекрасного педагога, ученика И.Е. Репина, М.Н. Панина.

Дальше - Киевский художественный институт. И здесь учителя - известные украинские художники Г.С.Мелихов, В.Н. Костецкий, С.А. Григорьев. Многому они научили М. Кокина. И недаром его дипломная картина - золотая медалистка Первой всесоюзной выставки дипломных работ 1954г. Молодого художника оставляют в Киеве, но он возвращается в родные пенаты. Долгие годы он был главным художником художественно-производственного комбината. Но это не помешало активной творческой деятельности. Мольберт М. Кокина не стоял без холста ни единого дня, палитра и кисти никогда не высыхали, они вдохновенно жили и работали вместе, создав свыше 2 тысяч полотен. Абсолютное большинство их сегодня разошлось по городам и весям дальнего (Франция, Испания, Канада, Америка и т.д.) и ближнего зарубежья, презентуя народам встречу с незнакомым, но таким прекрасным краем, как наша Украина, с таким красивым народом, как трудолюбивый наш человек.

С поля внимания художника никогда не исчезали классические жанры искусства: картина, портрет, пейзаж, натюрморт, ни при каких обстоятельствах он не изменял традициям реализма, творил образы простые, как правда, мудрые, как жизнь. И весь долгий путь в искусстве -постоянные поиски, неуспокоенность, усовершенствование найденного. А это - стимулы, которые заставляли узнавать мир и человека в нем, творчески расти, находить свое место в бурном и неоднозначном развитии искусства XX-XXI столетий.

Значительное место в творчестве М.А. Кокина занимает портрет. Он у него разный по характеру композиционных решений, живописно-пластической структуре. Глубоко психологические, основательно написанные портреты ученых, художников, рабочих. Сдержанная тональная живопись, энергичная пластика мазка, активные ритмы композиции, не повторяясь, создают характеры сильные, волевые. А рядом -просветленная живопись, непосредственность, трепетное движение кисти в женских образах.

Вылеплены темпераментно, свободным широким мазком, ярко сияют чистыми цветами романтические портреты строителей когда-то знаменитой девятой криворожской домны. Это стилевое разнообразие в создании человеческого характера - только способ подчеркнуть индивидуальность. А общий "дух" кокинских портретов всегда один: удивление и восхищение, любовь к своему герою.

В жанровых произведениях М. Кокин избегает прямой трактовки важных событий из жизни людской, они в определенной мере метафоричны с определенной символикой, даже тяготеют к философскому осмыслению. Это обуславливает, с одной стороны, лаконизм, обобщенность, даже определенную знаковость его станковых картин, а с другой - тяготение к психологически заостренным образам. О чем повествуют его жанровые картины?

...Не просто заснеженное поле, а, кажется, частица земного шара покрыта сконцентрированным движением беглого круга. В центре -силуэты черных лошадей и двух мужских фигур, печально нагнувшихся над распростертым телом убитого товарища. Предельный лаконизм. Жизнь, борьба, смерть...

...В неизвестность долгой дорогой на санях едет молодой воин, женщина с ребенком. Глубокие думы, нерадостные лица. Куда, зачем едут, что ждет их?...

...Пожилая женщина, молодка, девочка в цветущем саду, в сиянии солнечных лучей. Три поколения. Разные судьбы. Время идет. Какова их судьба?...

...Старик на костылях. Цветущий май вокруг. А он печален, помнит многое, утраты и находки...

...И вдруг - огромный и величественный сияющий небесный купол, под ним - небольшая группа людей. Историческое уже полотно. Бригада Давыдова на строительстве девятой домны.

И еще немало картин о человеческом бытии написал М. Кокин.

Но при всей синтетичности таланта мастера, при всех его удачах в портретной, исторической и жанровой живописи, безусловно, наиболее ярко его индивидуальность раскрывается в пейзаже. Его "географическая" амплитуда достаточно широка. Если коротко, то от Чукотки до Парижа через Кавказ и дорогое его сердцу украинское село Егорино на тихой прозрачной речке Орели. Разные края писал, но сердце и душа его творчества, его "муза" - Украина. Ей посвятил свою жизнь, вдохновение, любовь, создав настоящую живописную симфонию "Украина моя", состоящую из сотен произведений. Он никогда не выбирал и не выбирает для нее эффектные мотивы, сюжеты его пейзажей просты: разлив речки по весне, первое дыхание после зимней спячки земли, первый подснежник и буйство весеннего сада.

Он не выбирает для неё эффективнее мотивы, сюжеты его пейзажей простые: разлив реки по весне, первое дыхание весенней земли, первые подснежники и буйство весенних садов, щедрость хлебных полей, многоцветие золотой осени, буйные и тихие "ветровые песни" и мн. др.

И каждый мотив, как камертон, настраивает мастера на определённый лад, в зависимости от которого по-разному начинают звучать его душевные "струны". Рождённая увиденным "мелодия" его кистью передаёт на холст определенную музыку цветов, определенное настроение. Поэтому в каждом пейзаже его живая волнующая душа - живописно-пластическая характеристика, которая поражает то тончайшей тональной нюансировкой, сдержанным движением кисти, то насыщенной звучностью чистых цветов, рожденной широким динамичным мазком пастозной фактурой. Каждый пейзаж художника - это тщательная проработка холста, добротно выполненная сделанность. Отсюда -образная выразительность и картинность многих его пейзажей. А пути к этому разные. Можно сразу увлечься величием его северных пейзажей с их могучим акцентом бело-синего безмолвия, монументальностью суровых образов, широкой динамикой мазка. И можно долго рассматривать его украинские пейзажи или крымские "поэзы", где простые мотивы художник превращает в эстетический категории благодаря драгоценной живописной кладке. Здесь каждый мазок - чистая живописная капля, которая, сливаясь с иной, создаёт сложную пастозную жемчужину.

М. Кокин и маринист незаурядный. Он постиг своеобразие морской стихии, свободный ритм движения волн, цветовые и световые эффекты на воде. Холодные серо-зеленные марины Прибалтики, синие-синие далёкой Чукотки, золотисто-голубые с белыми "барашками" тёплые воды Черного моря - свободная, но такая разная это водная стихия, которая привлекает художника, а с ним и нас, своей загадочностью.

Сегодня, наблюдая за работой этого 85-летнего "патриарха", поражаешься его азартной молодости, его энергичному слаженному взаимодействию с холстом, кистью, красками. Они, кажется, до тонкости понимают друг друга. Кисть стремительно и выверено движется по холсту, который вместе с живописной массой отвечает художнику легкой дрожью. Ловкая рука мастера, укладывает эту массу на холст светом и тенью, рисунком и цветом. Удивительное волшебство! И рождается произведение, создаётся образ. Сегодня они у него яркие, сияют чистым цветом. Определенную роль в этом, наверное, сыграли и "живописное" окружение в селе Егорино, с одной стороны, а с другой - Мекка художников всех времён - Париж, "живьем" увиденный импрессионизм. М. Кокин прослыл там как "украинский импрессионист".

Из-под кисти художника выходят сегодня натюрморты. Они не просто прекрасный, неживой микромир, а неотъемлемая часть живого огромного мира. И они - "живущие" в этом мире, среди живой природы - своеобразные пейзажи - натюрморты. Яркие, одухотворенные, охваченные солнечным сиянием, воздухом, они вобрали в себя украинский лиризм, поэтичность чудесной нашей природы.

Мастер не боится ярких цветовых перехлестов. Он полностью раскован. И ты наслаждаешься золотом осеннего угасания природы, щедростью осеннего солнца, так отчетливо подчеркнутого ярчайшим всплеском красного сервиза на столе. А трепетные ветви цветущей калины под окном осязаемо разливают медвяный аромат, так просто и сложно сотканный художником бело-золотистым колоритом. Многоцветная палитра полевых цветов собрана в гармоничную красивую, чистую мелодию, чарующую нас многоголосьем. Изыскана аллея из ирисов, сказочное время буйного цветения сирени, пушистые пионы, фрукты, ягоды, овощи - всё растёт и живёт в цветущем саду, утверждая творческое и жизненное кредо Михаила Александровича Кокина - жизнь прекрасна!

(автор статьи: Людмила Богданова, член НСХУ)