войти
опубликовать

Константин
Николаевич Истомин

Россия • 1886−1942

Биография и информация

Учился в частной студии художника Е. Шрейдера в Харькове, затем в художественной школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—09). В 1920-х гг. входил в художественные объединения «Маковец» и «Четыре искусства». Преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (1923—30), Полиграфическом институте (1930—39), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (во время эвакуации — в Самарканде, 1941 — 1942). В жанровых сценах, пейзажах и портретах Истомина высокая профессиональная культура слита с проникновенно-лирическим восприятием мира; частым мотивом в его живописи были городские пейзажи старой и современной Москвы 1920—30-х гг. («Зимний пейзаж. Московский переулок», 1926; «В комнате. У окна», 1928; «Вузовки», 1933, — все в ГТГ). Насыщенная, внутренне "сложная простота", цельность художественного видения мира, точные, но мягкие силуэты, цветосветовые контрасты - суть живописного языка Истомина. Произведения Истомина находятся в ГТГ, Москва; ГРМ, С.-Петербург; Саратовском государственном художественном музее и др. собраниях.

26.XII.1886(7.I.1887) – 28.VIII.1942] — Член обществ «Маковец», «4 искусства», АХРР. Род. в Курске в семье офицера. В Курске прошло его детство, здесь он начал учиться в гимназии. В 1901 семья переехала во Владивосток, куда перевели отца. Наряду с гимназией И. посещал там школу рисования. Когда началась русско-японская война, семья И. переселились в Харьков, где И. завершил среднее образование и некоторое время занимался в художественной студии художника Е. Шрейдера. Во время революционных событий 1905 И. принимал участие в выступлениях рабочих, был арестован и заключен в тюрьму. Выйдя из заключения, летом 1906 уехал в Германию с намерением целиком отдаться живописи. Возвратясь в Москву осенью 1909, поступил на искусствоведческое отделение Московского университета, в студенческие годы совершил (в 1912) путешествие по Греции и Италии. Летом 1913 И. был призван в армию. Во время первой мировой войны командовал артиллерийской батареей, перенес контузию и операцию. В 1917 его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали, и в марте 1918 он прибыл в Москву. Устроившись на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, И. занимался оформлением агитпоездов и первых советских праздников. Весной 1919 он вступил в Красную Армию, но после ранения и перенесенного тифа был освобожден от воинской повинности. В 1921 после непродолжительной дипломатической службы И. командируется в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1920 и до конца жизни И. — профессор Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС), переименованных через восемь лет в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) и реорганизованных в несколько самостоятельных вузов, в том числе в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

Несмотря на сильную загруженность учебной работой, И. находил время для творчества. В 1920 – 30-е он написал несколько пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровых картин «Пряхи» (1924), «Чаепитие», «Жатва», «Мать и дитя», «За чисткой овощей», «Утро» (1928), «Кавказский аул» (1928), «На террасе» (1929), «Читающая женщина» (1931), «Тихий день» (1935) и др., участвовал в выставках общества «Четыре искусства». Некоторые заметки и записи военного времени позволили ему подготовить к десятилетию Октябрьской революции графическую серию «Красная Армия в Донбассе», отмеченную премией. Осенью 1941 институт им. В. И. Сурикова был эвакуирован в Самарканд, где И. и умер.

Наиболее известными произведениями И. являются «Женский портрет» (1922, Саратовский гос. художеств, музей), полотно «Вузовки» (1933, Гос. Третьяковская галерея) и др. Сюжет картины «Вузовки» предельно прост: в скромно обставленной комнате общежития за столом занимаются две девушки, просто одетые, коротко подстриженные. За окном виден зимний городской пейзаж, и одна из «вузовок» на какое-то время залюбовалась его красотой. Картина при строгом, почти графическом цветовом решении отличается лиричностью и резко выделяется среди торжественно-пышных произведений искусства 1930-х. Несколько лет И. работал над картиной «Восстание румынских крестьян», которая осталась только в набросках. Художник пробовал себя в качестве иллюстратора, выполнил эскизы декораций и костюмов к некоторым спектаклям, но основные силы отдавал станковой живописи. Отдыхая в Крыму, он с юношеской страстью увлекался южной природой и написал ряд превосходных морских пейзажей. Первая выставка картин И. была организована в Москве в 1961 его учеником И. В. Савицким, директором Каракалпакского музея. Вторая персональная выставка — в 1975. В 1985 в Москве был издан альбом репродукций «Избранные произведения». Произведения И. находятся в ГТГ, Москва; ГРМ, С.-Петербург; Саратовском государственном художественном музее и др. собраниях. В Курской картинной галерее хранится картина И. «Пригород (Крым)» (1928).

(Н. Ф. Шахов)

Лит.: БСЭ, 3-е изд., т. 10, с. 548. Е. Курляндцева. Константин Николаевич Истомин. //Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М., Сов. художник, 1986, с. 19 – 21.