• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»

Предложить название
1905, 31.5×42 см • Акварель, Тушь, Графит, Свинцовые белила, Бумага
Аннотация
История создания Александром Бенуа иллюстраций к «Медному всаднику» долгая и запутанная. Первый заказ он получил в 1903 году, вдохновенно принялся за него, нарисовал 33 иллюстрации, но заказчик – «Кружок любителей изящных искусств» –забраковал результат и потребовал переделки. Бенуа отказался вносить какие-либо изменения. А вот Сергею Дягилеву иллюстрации очень понравились, и они вошли в один из номеров «Мира искусства». Но в формате широкой журнальной страницы рисунки значительно потеряли в качестве, они были созданы для другого формата.

В 1905 году Бенуа получил новый заказ на «Медного всадника». Художник вдохновлен работой. «Нарисовал Евгения наново. Мне все мои новые иллюстрации «Медного всадника» больше нравятся, нежели прежние. 3релее», – так он сам оценивает метаморфозы своих рисунков. Но когда рисунки были готовы, у Комиссии народных изданий изменились планы, и книга не поступила в печать.

Только через 10 лет Бенуа вернулся к работе над произведением. В 1916 году он получил заказ от Комиссии художественных изданий. Рисунки 1905 года он практически не изменяет, а ранние – переделывает полностью. В 1917 году разразилась Октябрьская революция, и выпуск «Медного всадника» в очередной раз был отложен. И наконец в 1922 году книга пошла в печать, Бенуа по ходу вносил некоторые правки. А в следующем году иллюстрации, над которыми художник работал в общей сложности 20 лет, увидели свет. Всего он создал около 70 рисунков к произведению Пушкина.

Бенуа хотел, чтобы каждый рисунок располагался на отдельной странице, иллюстрируя часть текста. Критика восприняла его иллюстрации неоднозначно. Некоторые считали, что он «давит» рисунками текст Пушкина, другие называли Бенуа его лучшим иллюстратором. В частности, по мнению искусствоведа Абрама Эфроса, «о Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу».

Фронтиспис – самая большая в цикле иллюстрация, которую мы видим, раскрыв книгу, – изображает лейтмотив произведения, погоню Медного Всадника за Евгением, главным героем. Это и предисловие, и основа сюжета, и кульминация. В рисунке передано ощущение панического страха убегающего героя и величие огромного преследующего его всадника.

На титульной странице мы видим «вставшую на дыбы» скульптуру. Здесь еще нет движения, но ощущение тревожности, угрозы, которое раскроется, как только читатель перевернет страницу, чувствуется.

Одной из наиболее удачных можно назвать иллюстрацию к строкам
За ним повсюду Всадник Медный
с тяжелым топотом скакал.

Как ощутимо передан сверхъественный ужас убегающего героя! Каким огромным колоссом виден вдали медный всадник, и кажется, у нас, как и у Евгения, сердце выскакивает от страха и бега, а мы, прикладывая руку к груди, пытаемся его утихомирить, и ощущаем, как мостовая содрогается под тяжкой поступью гиганта.

Безусловной удачей художника можно считать иллюстрацию, изображающую разбушевавшуюся Неву – вышедшую из берегов и затопившую город. Горожане в ужасе тщетно пытаются найти опору и за что-то ухватиться, а стихия сносит всё на своем пути. И лишь скульптура Петра возвышается над «твореньем его», ей не страшны треволнения и бури человека, людские горести и радости для нее – лишь рябь на Неве.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Александр Николаевич Бенуа. Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»
  • Александр Николаевич Бенуа. Китайский павильон. Ревнивец
  • Александр Николаевич Бенуа. Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга
Александр Бенуа
4 работы • 0 комментариев
  • Сергей Васильевич Чехонин. Обложка для "Моцарта и Сальери" А. Пушкина
  • Василий Васильевич Матэ. Портрет Александра Сергеевича Пушкина
  • Николай Васильевич Гоголь. Александр Пушкин
Пушкин
Собирает Андрей Борейко
42 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Александр Николаевич Бенуа. Китайский павильон. Ревнивец
1
Китайский павильон. Ревнивец
Александр Николаевич Бенуа. Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга
0
Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга
Николай Васильевич Гоголь. Александр Пушкин
0
Александр Пушкин
Сергей Васильевич Чехонин. Обложка для "Моцарта и Сальери" А. Пушкина
0
Обложка для "Моцарта и Сальери" А. Пушкина
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон