Регистрация

А. Н. Толстой в гостях у художника

Предложить название
1941, 142.5×169 см • Масло, Холст

Описание картины «А. Н. Толстой в гостях у художника»

О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет. А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.

Толстой гостил в деревенском доме художника. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство и друзья. Алексей Толстой изображен за щедро накрытым столом. За спиной у писателя крепкая, сбитая из бревен стена, в руках рюмка, на столе еще две – для разных напитков. Зеленый бокал кажется старинным, явно дорогая посуда. Да и фляга под стать. Сочный окорок, тончайшие лепестки красной рыбы, запеченный то ли цыпленок, то ли куропатка, ярко-желтый сочный лимон, хрустящие огурчики, алые помидоры. Белая скатерть, еще светлее салфетка, прикрывающая жилет, и совсем сияющий - воротничок на рубашке Толстого.

Собеседник писателя – сам Кончаловский, его мы не видим, но предполагаем. Добротный дом, щедрый ужин, застольная беседа. Отличное пиршество - никто бы отказался такое разделить. Чувствуете диссонанс с советской действительностью? Впрочем, известно, что Алексею Толстому особо голодать не приходилось.

Картина могла бы быть гимном гедонизму. Жаль, сам Толстой немного «не так» одет: слишком при параде, слишком подтянут, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен. Да и на лице его сложно отыскать тень эпикурейства – оно умное, вдумчивое, и, пожалуй, напряженное.

С позиции потомков, зная противоречивую жизнь «красного графа» – он был любимцем власти, человеком большого таланта, творил вместе с этой властью подлости и в то же время, используя свою приближенность к «верхушке», мог помогать опальным – мы можем увидеть в этом бытовом портрете не столь очевидные стороны. Перед ним стол с яствами, за ним – стена. Если отвлечься от деталей и сконцентрироваться на общем впечатлении, то можно ощутить, что Толстой словно зажат в этом узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет. Свернуть ему тоже некуда.

Этот портрет сопоставим с написанным Кончаловским портретом Всеволода Мейерхольда. На обеих картинах взгляд в первую очередь выхватывает щедрую, яркую, об удовольствиях жизненных сообщающую обстановку. И лишь отвлекшись от нее, замечаем самого героя, который ощутимо контрастирует с этой обстановкой…

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет, Жанровая сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Петр Петрович Кончаловский. А. Н. Толстой в гостях у художника
Алексей Толстой
Собирает Вера Краснова
1 работа • 0 комментариев
  • Михаил Федорович Ларионов. Портрет поэта Велимира Хлебникова
  • Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская. Портрет Анны Ахматовой
  • Илья Ефимович Репин. А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз
Писатели
Собирает сергей ледяев
35 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Портрет Хайме Сабартеса (Кружка пива)
  • Андерс Цорн. Тост в редакции газеты «Идун»
  • Хосе де Рибера. Пьяный Силен
Хмельная подборка
65 работ • 0 комментариев
  • Павел Федорович Челищев. Джеймс Джойс
  • Анри Матисс. Портрет Андре Дерена
  • Андре Дерен. Портрет Матисса
Портреты известных людей
Собирает Софья Штыкова
15 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Казимир Северинович Малевич. Жизнь в большой гостинице
5
Жизнь в большой гостинице
Казимир Северинович Малевич. Авиатор
4
Авиатор
Петр Петрович Кончаловский. Агава
0
Агава
Петр Петрович Кончаловский. Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда
12
Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Комментарии
Татьяна Мусинская
Татьяна Мусинская
, 29 октября 2016 14:09 0
портрет алексея толстого написан кончаловским в 1941 году - и это общеизвестно
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP