войти
опубликовать

Федор
Петрович Глебов

Россия • 1914−1980

Биография и информация

Засл. деятель искусств РСФСР (1974). Окончил Моск. худ. ин-т (1948), ученик А.Осмеркина. Жил в Москве. С 1934 участник выставок. Станковая графика ("Журавли", 1962; "Река Мста", 1964), кн. илл., живописные произв. ("Горы", 1939; "Вечер. Северная Двина", 1957; "Ледоход", 1961; "Экскурсия", 1965; "Семья рыбака", 1967) и др. работы.

Живописец. Член Союза художников СССР.

Заслуженный художник РСФСР.

Родился и умер в Москве. Первоначальное художествен­ное образование получил в 1932-1936 в Московском ху­дожественном училище памяти 1905 года, где занимался у Н.П. Крымова. В 1936-1941 Глебов учился в Московском государ­ственном институте изобрази­тельных искусств, где его пре­подавателями были С.В. Гера­симов и А.А. Осмеркин. В 1941 художник ушел добровольцем на фронт. Дип­ломной работой стала картина «НА ФРОНТОВОЙ ДОРО­ГЕ» (1948). С этого времени началась активная творческая деятель­ность художника. Первые годы он работал в книжной графике — иллюстрировал произведе­ния В. Каверина, Б. Горбатова, А. Фадеева, С. Михалкова и других писателей, работал в станковой гравюре на линолеуме. Под влиянием Н.П.Крымова, с которым он дружил, Глебов все­рьез увлекся живописью. В пейзаже Глебов желал выразить как можно полнее чувства и переживания, возникшие от восприятия природы. В приро­де Глебова привлекало все — разные времена года, разное время суток, когда любое изме­нение делает один и тот же пейзаж своеобразным по состо­янию, освещению, по чувствам, которые он вызывает. Худож­ник всегда любил писать пей­зажи — завершенные по мыс­ли, строго скомпонованные и гармоничные. Его полотна со­зерцательны, в них раскрыта неторопливая жизнь природы. Ху­дожник много ездил по стране. Писал Севе­р, Крым, работал в Твер­ской и Мурманской областях, в Подмосковье, на Псковщине — в Пушкинском заповеднике. В 1960-х он не оставил без внимания так на­зываемый «суровый стиль»: картина «ЗИМА» (1968) ком­пактным расположением групп деревьев, почти черной нерасчлененной полосой леса вдали напоминает пейзажи художни­ков этого направления. Однако Глебов скоро отошел от такого понимания пейзажа. Его боль­ше интересовала декоративная живопись, возможность соче­тать большие цветные плоско­сти с живописной гармонией, тончайшей выверенностью ко­лористических отношений. Од­на из самых впечатляющих картин «ЛЕТО» (1972) переда­ет состояние жаркого летнего дня на берегу небольшой реч­ки. Удивительной по общему строю можно назвать картину «ОСЕННИЙ ЛЕС» (1973). Узкая полоска воды у передне­го края, в которой мы видим отражение стволов, за ней, пламенеющий всеми оттенками желтого, ряд деревь­ев. Особое место в творчестве Глебова занимает серия пейза­жей, посвященных пушкин­ским местам, где он работал в 1973. Серия знаменует новый этап творчества художника: ут­верждение монументальности в пейзаже, восприятие природы как величественного, мощного окружения человека, в котором он становится камертоном ее состояния. В картине «В МИ­ХАЙЛОВСКОМ» панорама открывается от веранды дома, колонны которого как бы окаймляют пейзаж, заставляя сосредоточить внимание на глубоком пространстве полей под высоким голубым куполом неба. Подобное панорамное изображение Глебов использо­вал и в других полотнах этой серии: «СОРОТЬ», «ОЗЕРО КУЧАНЕ». В этих работах, по­жалуй, наиболее ясно ощутимо зрелое мастерство художника, свободное владение средствами выразительности. В течение своей творческой жизни Гле­бов участвовал в многочислен­ных выставках, первой из кото­рых была Выставка начинаю­щих молодых художников Мо­сквы в 1934. Этапной для ху­дожника стала персональная выставка в Москве в 1973.

Литература:

Федор Петрович Глебов. Каталог выставки. М., 1984.