Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
сэр Фредерик Лейтон
сэр Фредерик
 Лейтон
Подписаться16             
Подписаться16             
Биография и информация
 
Фредерик Лейтон (англ. Frederic Leighton, 3 декабря 1830, Скарборо — 25 января 1896, Лондон) — известный английский художник XIX века, представитель классического направления в живописи, оказавший влияние на художников-прерафаэлитов.

Особенности творчества художника Фредерика Лейтона: Лейтон работал в разных жанрах, писал портреты и иллюстрации, но более всего он прославится своими картинами на античную тематику. Живопись Лейтона отличается виртуозным рисунком, чистыми яркими цветами, чувственностью и аристократизмом. Его работы нашли большой отклик у европейского зрителя, знаменитых коллег-художников и высших особ королевского двора.

Известные картины Фредерика Лейтона: «Пылающий июнь» 1985, «В саду Гесперид» 1892, «Рыбак и сирена» 1858, «Дедал и Икар» 1869, «Персей спасает Андромеду» 1896.

Лорд Фредерик Лейтон был одним из видных представителей художественного мира XIX века, он был лауреатом многих национальных премий, а также удостоился почетных званий и наград. Его творческий путь пересекался не только со знаменитыми художниками викторианской эпохи, но и с королевской семьей и высшей европейской аристократией.

Фредерик Лейтон: путешествия как основа творчества


Лейтон родился в городе Скарборо на берегу Северного моря, в графстве Йокшир в семье медиков. Его отец был врачом, ушедшем в отставку в середине жизни из-за наступления глухоты, а дед был главным медиком в семье Российского Императора Александра I, жил в Санкт-Петербурге, где смог заработать хорошее состояние. Материальное благополучие семьи позволило Лейтону заниматься своей карьерой без каких-либо затруднений: его отец до конца своих дней выплачивал достойное пособие. В одном из своих писем художник писал, что родители вовсе не были против его обучения живописи, но лишь при условии, что он станет действительно выдающимся художником.

С раннего детства Фредерик Лейтон много путешествовал и долгое время жил заграницей, поэтому говорил на французском, немецком, итальянском и испанском языках.

Свой художественный путь будущий художник начал с обучения в Берлинской академии художеств, для поступления в которую был вынужден прибавить себе несколько лет. Затем три года занимался живописью во Флоренции, но настоящее серьезное обучение его ожидало во Франкфурте. Он писал под руководством художника-назарейца Эварда Якоба фон Штайнле. Назарейцы призывали раскрыть красоту и простоту христианского искусства и имели немалое влияние на викторианскую живопись и прерафаэлитов.

Лейтон так много времени проводил за границей, что многие стали сомневаться в его британском происхождении. Этому также способствовала его особенная колоритная внешность. Сомнения вызывали также его религиозные убеждения, так как, судя по переписке, он не был удовлетворен христианским учением, а в частности протестантской церковью: «Библия влияет на меня не более, чем выдумки старой жены». Возможность видеть мир, испытывать влияние самых разных художников и общаться на разных языках сделали его человеком широких и смелых взглядов.

Художник окончательно вернется в Лондон спустя только 17 лет, но уже до этого события он станет известным. Картина «Мадонна Чимабуэ», где изображена идущая по улицам Флоренции праздничная процессия с картиной Богоматери кисти Чимабуэ XIII века, в 1855 году произвела впечатление на саму королеву Викторию. Она приобрела его работу за крупную для тех лет сумму в 600 гиней, а мастер получил свою первую награду. Эта картина поражала своими размерами и тщательностью написания. Для создания ее автор использовал множество эскизов и потратил два года своей жизни. Последующие несколько лет Лейтону не удалось повторить первого успеха, зато он совершил ряд путешествий, побывал в Алжире, Сирии, Египте и Турции, что сформировало глубокий интерес к восточной культуре.


Фредерик Лейтон: череда успеха


Несмотря на уже появившуюся известность, Лейтон не торопился вернуться в Лондон, а переехал в Париж, где остался на пять лет. В Париже художник уделяет особое внимание цвету, изучая полотна французских и итальянских мастеров XVII века, учится передавать его тонкость и обостренность.

В 1860 году Лейтон возвращается в Лондон, где встречается с прерафаэлитами. Его замечает наследник престола — принц Уэльский и становится не просто его постоянным заказчиком, но покровителем и близким другом. В этом же году художник начал свою государственную службу, вступив в «Стрелковый корпус художников». В 1880-м году Лейтон получил звание полковника.

Если в первые годы творчества Летойна, его живопись воспринимали неоднозначно, находя в ней нечто чуждое британскому искусству, то с 1960-х годов он достигает всеобщего признания. В 1878 году живописец стал Президентом Королевской академии художеств. Современники отмечали, что его президентство было временем настоящего успеха, он выполнял свои обязанности максимально честно и скрупулезно. Художник продолжал заниматься живописью, а также создавал скульптуру, в которой, однако, ему не удалось достигнуть аналогичного успеха.

Спустя восемь лет Лейтону был присвоен статус барона и буквально за несколько дней до его кончины, он первым и пока единственным среди художников сподобился звания лорда. Его яркая внешность, острый ум, элегантная утонченная живопись делали его настоящим украшением не только английского, но всего европейского художественного общества.


Личность художника и его живопись


Лейтон прожил свою жизнь максимально публично, никогда не был женат и не имел детей. При этом исследователи не могут точно сказать о его взаимоотношениях и романтических привязанностях. Дневники и переписка не проливают свет на личную жизнь художника, которую он принципиально не афишировал.

Подавляющее большинство картин Летойна — это сюжеты из античных мифов или исторические, редко религиозные сцены. Такой выбор тематики был был невероятно точным отражением не только личных пристрастий художника, результатом его путешествий и близкого знакомства с образцами высокого искусства, но и общего веяния всей Викторианской эпохи. В каждом его произведении можно увидеть классическую холодную красоту, идеальные пропорции, олимпийское спокойствие, но при этом в образах сквозит тонкая чувственность. Обнаженное женское тело в живописи Лейтона служит основой для большинства его повествований, концентрацией всех его идеалов от классической сдержанности до откровенного соблазна. Присущая ему сентиментальность усиливала популярность его работ.

Наиболее известна и всеми узнаваема его поздняя картина «Пылающий июнь», навеянная многочисленными образами спящих античных нимф и богинь. Фигура девушки невероятно гибкая, податливая и реалистичная, при этом в ее формах легко можно прочитать микеланджеловский монументализм.

Лейтон, обладая хорошим достатком, приобрел собственный дом в Холланд-Парк-Роуд в Лондоне, который стал его мастерской. Архитектор передал в облике здания личность его владельца: сдержанный фасад и пышущий восточным убранством интерьер. После смерти Фредерика Лейтона все его имущество перешло к двум его сестрам — Александре и Августе. Чтобы решить ряд своих финансовых проблем, они были вынуждены продать внушительную часть коллекции на аукционе Christies в 1896 году. Дом Лейтона был превращен в музей Leighton House Museum — популярный туристический центр, где сегодня каждый может своими глазами увидеть мозаику, фонтаны, персидские ковры и сусальное золото, некогда принадлежавшие успешному художнику.

Дом Лейтона посещали великие живописцы его времени, музыканты, а также члены королевской семьи. В коллекции хозяина особняка можно было обнаружить произведения Тициана, Тинторетто, Камиля Коро, Энгра и его современника Милле.

Лейтон был художником широкого размаха, не просто классическим живописцем, придерживающимся точных законов актуального ему искусства, но космополитом, свободным и независимым гражданином, большую часть жизни проведшим в континентальной Европе.

Лейтон умер в Лондоне в 1896 году и был похоронен в соборе Святого Павла. Наследие художника велико: помимо живописи и скульптуры, он оставил большое количество эскизов, письменных работ, восковые модели фигур для его будущих картин.

Автор: Людмила Лебедева


Читать дальше
Работы понравились
Yae Tef
+49

Лента
На создание самого знаменитого полотна Лейтона вдохновила его модель, которая однажды просто уснула в мастерской. Художника поразила гибкость тела, и та замысловатая поза, которую приняла девушка, при этом не испытывая дискомфорта. «Пылающий июнь» Лейтона: по следам великих Художественный…Весь текст
Сэр Фредерик Лейтон. Пылающий июнь
Пылающий июнь
Сэр Фредерик Лейтон
1895, 120×120 см

Ольга Потехина
, 3 мая 2015 13:13 1
А вот обложка прогрокового альбома - фотохудожник сделал по мотивам этой картины :)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Мадонна Чимабуэ» принесла Лейтону славу. Она поражает своими размерами: более двух метров высоту и более пяти в ширину. Королева Виктория собственнолично приобрела масштабное полотно в Академии художеств в Лондоне в 1855 году. Назад в будущее В Риме Лейтон в течении двух лет писал эту по…Весь текст
Сэр Фредерик Лейтон. Мадонна Чимабуэ
Мадонна Чимабуэ
Сэр Фредерик Лейтон
1855, 521 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 155 работ
Сэр Фредерик Лейтон. Пылающий июнь
21
Пылающий июнь
1895, 120×120 см
Сэр Фредерик Лейтон. Мадонна Чимабуэ
0
Мадонна Чимабуэ
1855, 521 см
Сэр Фредерик Лейтон. Дедал и Икар
1
Дедал и Икар
1869, 106×138 см
Сэр Фредерик Лейтон. Рыбак и русалка из баллады Гёте
2
Рыбак и русалка из баллады Гёте
1856, 48×66 см
Сэр Фредерик Лейтон. Вилла Мальта, Рим
0
Вилла Мальта, Рим
Сэр Фредерик Лейтон. Деревья на Кливдене, Фредерик
0
Деревья на Кливдене, Фредерик
Сэр Фредерик Лейтон. У фонтана
2
У фонтана
Сэр Фредерик Лейтон. Сказка о рыбаке и Сирене
0
Сказка о рыбаке и Сирене
Сэр Фредерик Лейтон. Старый Дамаск, еврейский квартал
1
Старый Дамаск, еврейский квартал
Посмотреть все 155 работ художника
HELP