Регистрация

Поднятое колено

Предложить название
1922, 38.3×46.5 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Сидящая одалиска

Описание картины «Поднятое колено»

«Поднятое колено» – одна из множества одалисок, написанных Матиссом. Матисс уже приобрел известность, его выставки проходят по всему миру. Он остается верен своему манифесту: живопись должна быть понятна любому, независимо от его проникновения в теоретические глубины. Задача искусства – не смущать и тревожить, а подарить блаженство, внутреннее равновесие и наслаждение.

Значительное влияние на творчество Матисса оказал Делакруа. Путешествия на Восток придали обоим художникам вдохновения, а ответом Матисса на «Алжирских женщин» знаменитого предшественника стали многочисленные одалиски, один из символов живописи Матисса (1, 2, 3).

Все как на подбор – стройные, с женственными, мягкими изгибами, высокой грудью, округлыми бедрами, плавными линиями тела, самим своим существованием утверждающие, что рай на земле достижим. Эти цветы могли вырасти исключительно в атмосфере «роскоши, спокойствия и наслаждения».

В изображении одалисок Матисс обрел глубину, отказавшись от резких контрастов фовистического периода, от склонности к примитивистическим методам. Уход от крайностей позволил ему найти свою собственную меру. «Искусство держится не на крайностях. Это штука «умеренная, - настаивал он. - Умеряемая чем? Да рассудком, черт побери! Но рассудком рассуждающим».

Колористика одалисок – утонченная, изящная, не взрывающая зрительные рецепторы мгновенным буйством красок, но вовлекающая, завлекающая зрителя – и более не отпускающая. Сам Матисс говорил, что и женщина, и ваза, и цветок для него равноценны. Одалиски кажутся роскошными украшениями, прекрасными вещами, услаждающими взор (нет-нет, ни дидактичности, ни упреков в «бездуховности» у Матисса и в помине нет, речь о том, что предназначение одалиски, равно как и распускающихся цветов – услаждать взор, свидетельствовать о красоте, быть этой красотой). И независимо от того, изображены ли они обнаженными, полуобнаженными или одетыми, укутаны ли в тончайшую вуаль или тяжелые шелка – они свою задачу выполняют.

Одалиски стали той соломинкой, которая переломила последнее сопротивление критиков. Художественный критик, кубист Андре Лот после выставки 1923 года в галерее Бернхейма в Париже сдался и признал: «Матисс — волшебник… При первом взгляде на эти легкие ткани, как бы хранящие мимолетное или рассеянное прикосновение руки, забываются возражения, которыми вы хотели от него отгородиться. Вы сдаетесь, вы побеждены».

Эта обнаженная, в легчайшей газовой юбке "Сидящая одалиска" изображена на фоне ориентальныхх узоров – узнаваема отсылка к поразившим художника во время его путешествий на Восток мавританским орнаментам. Сама атмосфера картины – восточная, Западу с его постоянной гонкой за достижениями здесь нет места. Одалиски Матисса знают, что суть жизни – в наслаждении ею. При этом сексуальность одалисок истинно восточная, это ни в коем случае не агрессивное утверждение – цветку нет нужны доказывать, что он цветок.

Одалиски Матисса, безусловно, перекликаются с одалисками Энгра. Ключевое отличие между раскрытием этой темы у двух мастеров изящно описал Клод Роже-Маркс. Об одалисках Энгра: «Разве не возникает при виде его одалисок чувство, что он пронзен желанием и сами его деформации полны неги?» (1, 2). Об одалисках Матисса: «Он властвует над этими живыми существами, задуманными почти как предметы, в них его привлекают не они сами, а живописные возможности и то удовольствие, которое они должны доставить зрителю».

Одна из одалисок Матисса, «Одалиска в красных шароварах», поучаствовала в детективной истории. В 2002 году из Музея современного искусства в Каракасе картина была похищена. Пропажу обнаружили не сразу, поскольку злоумышленники заменили подлинник копией. К поискам было привлечено ФБР, и только через 10 лет удалось обнаружить, что оригинал находится на Майами. Еще два года потребовалось на то, чтобы вернуть картину. Летом 2014 года она наконец была выставлена в Венесуэле. Матисс оставил нам много одалисок - но мы не согласны разлучиться ни с одной из них.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Ню
Стиль и техника: Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри Матисс. Натюрморт с цветами
  • Анри Матисс. Музыка
  • Анри Матисс. Натюрморт с красным ковриком
Matiss
Собирает Radi Iskusstva
17 работ • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Поднятое колено
Любимое
Собирает Алеся Жолобова
1 работа • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Два танцора
  • Анри Матисс. Женщина в фиолетовом халате
  • Анри Матисс. Улитка
матисс
Собирает naal maliya
64 работы • 0 комментариев
  • Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы
  • Андрей Ефимович Мартынов. Сборщик податей
  • Пауль Клее. Цветные и графические углы
в овере
Собирает Hovnan Sargisian
174 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Альбер Марке. Распахнутое окно
1
Распахнутое окно
Альбер Марке. Красные чулки
2
Красные чулки
Альбер Марке
1912, 81.3×65 см
Эдвард Мунк. Портрет Фридриха Ницше
1
Портрет Фридриха Ницше
Эдвард Мунк
1906, 196×128 см
Эдвард Мунк. Саломея
5
Саломея
Эдвард Мунк
1903, 39.4×31.4 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP