Регистрация
1934, 46×38 см • Масло, Холст  • 

Описание картины «Синие глаза»

Синие глаза русской эмигрантки Лидии Делекторской совершенно не встревожили мадам Матисс, когда она впервые увидела новую помощницу мужа. Это не смуглые одалиски, столь любимые Матиссом и стоившие стольких нервов Амели. Мадам Матисс даже пригласила Лидию быть ее полусиделкой-полкомпаньонкой и искренне жаловалась ей на мужа. Лидии было 22 года, Матиссу – на 40 лет больше.

Однажды он увидел Лидию совсем по-другому – не просто его расторопная помощница, не просто сиделка жены. Женщина, которую ему немедленно захотелось писать. «Не двигайтесь!» – и пошел за альбомом и карандашом. Он писал ее все время, мог разбудить среди ночи и потребовать позировать, не отходил от нее ни на мгновение. Мадам Матисс это не устраивало. Она озвучила условие: прогнать Лидию. Поставленный перед выбором «или – или», Матисс выбрал семью. Он написал чрезвычайно корректное рекомендательное письмо, в котором заверял будущих работодателей Лидии, что она проявила себя дисциплинированной, старательной, способной…

И очень быстро обнаружил, что ему без Лидии больше не пишется. Он готов был отказаться от поздней своей любви, но отказаться от живописи – нет. Матисс просит ее вернуться. И тогда уходит Амели. В 1940 году они развелись официально, но на Лидии он не женился. Просто до конца его дней она была рядом. Он берег её от молвы, в единственной одобренной им при жизни монографии, написанной Робером Эсколье, Лидия Делекторская упоминается как «отличный секретарь». Но рисунки, картины выдавали всё, о чем он молчал, – такой нежности во всей его счастливой, радостной живописи раньше не встречалось.

«Синие глаза» – один из первых портретов Лидии, написанный Матиссом. Он менее известен, чем легендарная «Розовая обнаженная». Но, кажется, вопреки своему манифесту («я создаю не женщину, я создаю картину»), здесь Матисс пишет именно Лидию и свое отношение к ней. Необычайной теплотой и нежностью наполнено это полотно. Пожалуй, единственная, кого Матисс изображал с подобной интонацией – его спящая дочь Маргарита.

Настроение картины «Синие глаза» – спокойное, умиротворенное. Но это не спокойствие, свойственное его «Роскоши, спокойствию, наслаждению», безмятежным одалискам и распахнутым окнам. Здесь дистанция между художником и моделью, и, как следствие, между моделью и зрителем минимальна. В мягких, расслабленных руках, глубоких синих глазах, простом полосатом платье передано ощущение чего-то близкого и родного. Такую же интимность мы встречаем в написанной с Лидии картине «Сон».

Матисс писал Лидию до конца своих дней. Русские музеи обязаны именно Лидии Делекторской богатыми собраниями полотен Матисса. Всё, что художник ей подарил, и даже то, что она на выплаченное им же жалованье приобретала у него, Лидия после смерти Матисса передала в дар русским музеям.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Петр Петрович Кончаловский. Автопортрет
  • Анри Матисс. Автопортрет в полосатой футболке
  • Анри Матисс. Синие глаза
Фовизм
Собирает Софья Штыкова
9 работ • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
  • Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
  • Анри Матисс. Севильский натюрморт
Матисс
Собирает Olga Held
161 работа • 0 комментариев
  • Франсиско Гойя. Автопортрет
  • Фредерик Базиль. Молодая женщина с опущенными глазами
  • Густав Климт. Женщина в кресле
Artists
Собирает Mariam
295 работ • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Угол мастерской художника
  • Анри Матисс. Пляж
  • Анри Матисс. Красная комната
Анри Матисс
Собирает Aleksandr Yalyshev
13 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
1
Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
8
Молодая женщина у окна. Закат
Анри Матисс. Севильский натюрморт
2
Севильский натюрморт
Франсиско Гойя. Автопортрет
3
Автопортрет
Франсиско Гойя
1815, 45.8×35.6 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP