В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. «Модули» отображают ощущения от предмета/понятия на плоскости и их взаимодействие в пространстве, выстраивают при помощи четких и ярких символов нарратив в абстракции, напоминая визуальное отражение гештальт-теории.
Белютин разработал авторскую теорию «всеобщей контактности», пересекающуюся в своих изначальных посылах с известной теорией Г. Юнга о занятии живописью как способе терапии при психотических состояниях и других нарушениях психоэмоционального строя. Сам художник основой своей методики называл педагогическую теорию П. П. Чистякова.
Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин переносит в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества
Родился в 1925 году в Москве. В 1949 году окончил Московский художественный институт и творческую аспирантуру, ученик П. Кузнецова, А. Лентулова и Л. Бруни. С 1954 года - организатор и бессменный руководитель творческой студни экспериментальной живописи и графики «Новая реальность». Награжден Золотой медалью римского фестиваля «Сеттори интернационале» и Большой медалью итальянской Академии современного искусства «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение», лауреат премии Дженнацанно н Международной биеннале фигуративного искусства, член итальянской Академии современного искусства.
Выставки (выборочно): Персональная выставка в галерее «Клише коло» в Варшаве, участие в выставке «Художники галереи» в Галерее Ламбер в Париже.(1961).
Участие в постоянной экспозиции Галереи Ламбер в Париже (1962-1974). Персональная выставка в рамках VI Биеннале Парижа в Галерея Ламбер в Париже, персональная выставка в центре искусств «Ла Баркачча» в Риме (1969). Участие в ХУЛ Национальной выставке изобразительного искусства в Италии (1971). Участие в постоянной экспозиции Центра искусств «Ла Баркачча» в Риме (1973). Персональная выставка в Мериленд галерее, Бостон, США (1977). Ежегодные выставки-показы весной в Абрамцеве, осенью в Московской мастерской (1978-79). Участие в выставке «Современное русское искусство», «Беркли-сквер-галерн», Париж (1989). Персональная выставка из музеев и частных собраний Польши в Галерее современного искусства, Варшава (1990). Выставка «Художники студии Э. Белютина «Новая Реальность». От Манежа до Манежа» (1990).
Родился 10 июня 1925 г. в Москве.
Окончил художественный институт и творческую аспирантуру. Учился у П.Кузнецова, АЛентулова. Л.Бруни. Кандидат искусствоведения
1946 - основал творческую студию живописи (с 1954 г.— официальный статус)
1947 принят в Союз художников СССР
1948 Москва. Персональная выставка Исключен из СХ СССР
1950-е - преподавал в МНИ. откуда был уволен (1959) комиссией под руководством А.Д.Гончарова за пропаганду абстракционизма
1959 - организует коллективное выезды студийцев на летнюю практику
1 выставка творческих работ художников студии
1961 - Польша. Варшава. Персональная выставка Франция. Париж
1962 - Москва. Б.Коммунистическая. Выставка произведений художньков студии («Таганка») Москва, Манеж. Параллельно с выставкой «30 лет МОСХа» в залах второго этажа была развернута экспозиция работ художников студии
Закрытие студии при Горкоме художников книги и плаката
1964 - работа студии возобновляется в доме и мастерской Белютина в Абрамцеве, где проводятся ежегодние весенние и осенние выставки с десятками участников
1965 - Франция, Париж. Участие в выставке молодых художников ВОСТОЧНОЙ Европы
1967 - Франция. Париж. «Человеческая фигура» (групповая выставка)
1969 - Франция, Париж. Персональная выставка Присуждение Итальянской Академией современного искусства золотой медали «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение»
Италия. Рим. Сальсомаджоре. Персональная выставка
1970 - Швейцария, Лугано. Museo Belle Ani. «Nuove correnii a Mosca»
Избрание членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия)
C 1971 - произведения художника входят в состав зарубежных музеев и галерей
1974 - ФРГ, Бохум. Museum Bochum. «Progressive Slriimungen in Moskau 1957-1970»
1975 - Италия. Рим — Латина. Персональная выставка США. Сент-Луис.
С 1977 - года принимал участие в групповых и персональных выставках в СССР и за рубежом: 1978 - персональные: США. В.пииш юн: групповые: 1977 - США, Бостон: Англия. Лондон: Италия, Венеция (La Biennale di Venezia); США. Вашингтон;
1978 - США. Итака: Италия, Турин; 1981 - США, Джерси-Сити; 1988 - Бельгия, Брюссель: 1989 - Англия, Лондон. Работы художника находятся в ГТГ (СССР), а также в музеях и частных собраниях за рубежом.
Автор книг и статей по вопросам теории изобразительного искусства от XVII века до наших дней.