войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Лев
Александрович Бруни

Россия • 1894−1948

Российский художник, в 1910-начале 1920-х гг. примыкал к футуризму и конструктивизму, создавая контррельефы и беспредметные композиции. Виртуоз рисунка, легкого цветового пятна, позднее перешел к более традиционной живописи и графике (в т. ч. пейзажам Оптиной пустыни) в духе "тихого искусства". Был также мастером монументальной живописи (в 1935-48 возглавлял соответствующую студию при Академии архитектуры), развивая и здесь принципы чуждого официозу вольного, ритмически-изысканного творчества.

Родился в семье потомственных художников, отец художника, А. А. Бруни, был архитектором, прадед Ф. А. Бруни — живописцем, другой прадед, П.Ф. Соколов, — известным мастером акварельного портрета. Художественное образование получил в Петербурге в частной мастерской А. И. Титова и В. М. Шульца (1904–1909), затем в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств — в батальном классе у Ф. А. Рубо, Н. С. Самокиша и Я. Ф. Ционглинского (1909–1912). Курса обучения не окончил. В 1912 поехал в Париж, пробыл там около года, посещая Академию Р. Жюльена, где занимался у Ж-П. Лорана. По возвращении в Петербург вошел в кружок молодых художников (Н. И. Альтман, Н. А. Тырса, П. В. Митурич, П. И. Львов), которых объединял интерес к конструктивизму В. Е. Татлина. Графические работы Бруни в 1913–1915 печатались в журналах «Голос жизни», «Новый журнал для всех». С 1915 член и экспонент объединения «Мир искусства». Увлекся искусством Японии и Китая. В 1916 работал вместе с Татлиным. Создавал контррельефы, которые экспонировались на выставке «Магазин» в Москве. В 1916 призван на военную службу. В 1917 расписал вместе с другими художниками интерьеры кафе «Питтореск» в Москве. В том же году вошел в состав объединения «Бубновый валет». В 1919 женился на дочери поэта К. Д. Бальмонта Нине Бальмонт. Некоторое время жил на южном Урале. В 1920 вернулся в Петроград. Создал ряд беспредметных композиций. Принимал участие в праздничном оформлении улиц и площадей города. В 1920–1921 преподавал в Высших мастерских декоративно-прикладного искусства (бывшее Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица). В 1923 переехал в Москву. В 1923–1927 преподавал на графическом факультете ВХУТЕМАСа (с 1924 — профессор), а в 1927–1930 — ВХУТЕИНа. В 1924–1925 член и экспонент объединения «Маковец», в 1925–1926 — «4 искусства». В 1930-е одновременно преподавал в нескольких учреждениях: в 1930–1933 — в Московском текстильном институте, в 1931–1938 — в Московском институте изобразительного искусства, в 1935–1938 — в Московском полиграфическом институте. В 1935–1938 возглавлял также мастерскую монументальной живописи при Московском архитектурном институте. Летние месяцы в 1920-х — 1930-х проводил в Оптиной пустыни под Калугой. Эти поездки были для Бруни чрезвычайно плодотворными в творческом отношении: именно там была выполнена значительная часть рисунков и акварелей 1920-х — 1930-х. В 1930-х много работал в области монументального искусства, создавал фрески и росписи в Центральном Доме пионеров в Москве (1935), павильонах ВСХВ (1938–1939), павильоне СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), Центральном театре Красной Армии в Москве (1939–1940). С конца 1910-х активно занимался книжной иллюстрацией, оформил множество книг, в том числе книгу Н. С. Гумилева «Мик и Луи» (1915), поэму В. В. Хлебникова «Ошибка смерти» (1917–1920), «Рассказы для детей» И. Потапенко (1910-е), «Сказки» Р. Киплинга (1929), книги «Ребята о зверятах» О. Перовской (1933), «Алжирский пленник» О. Выгодского, «Лирику» Низами, «Шах-Намэ» Фирдоуси (все — 1930-е) и другие. Во время второй мировой войны эвакуирован в Казахстан. В 1944 возвратился в Москву. В 2000 в Государственной Третьяковской галерее прошла ретроспективная выставка произведений художника. Бруни вошел в историю советского искусства прежде всего как первоклассный мастер рисунка, акварели и книжный иллюстратор. В начале своего творческого пути он обращался к живописи и скульптуре: создавал портреты, картины мифологического характера, контррельефы; но уже с начала 1920-х занимался почти исключительно графикой: станковой и книжной иллюстрацией. На смену живописи пришла акварель. В 1930-х, наряду с графикой, работал как мастер монументальной живописи. Создал свой стиль в рисунке, на формирование которого значительное влияние оказали французские рисунки конца XIX — начала XX столетия, виденные им в период пребывания в Париже в 1912, японские и китайские акварели, а также авангардные эксперименты, в которых он сам принимал активное участие в 1910-е.

Перейти к биографии