Лауреат Сталинской премии. Действительный член Академии Художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в Пензенском художественном училище (1898-1903) у К.А. Савицкого и в Академии Художеств у И.Е. Репина. 1 ноября 1910 г. - звание художника за картину "Чудо при погребении Св. Александра Невского". После окончания Академии Горелов был удостоен пенсионерской премии на поездку в Германию, Францию и Италию (1911-1914).
С 1904 г. участник Член и экспонент Товарищества Передвижных Художественных Выставок (1912-1916), Товарищества южно-русских художников (1906-1909), АХРР (1925-1926).
За картину "Осмеяние еретиков" был награжден золотой медалью Международной художественной выставки в Мюнхене в 1909 г. В 1937 г. получил серебряную медаль Международной выставки в Париже (1950).
Произведения Горелова Г.Н. хранятся в ГТГ, ГРМ и других музеях
1880, село Покровское, Московской губ. — 1966, Москва
Гавриил Никитич Горелов родился в крестьянской семье. В школьные годы Горелов впервые увидел, как расписывают храм, и проникся желанием стать живописцем. Для этого он отправился в Москву, где поначалу занимался иконописью. В 1898-1903 он учился в Пензенском художественном училище, директором которого был К.А. Савицкий. Окончив с отличием училище, Горелов без экзамена был принят в 1903 в Академию художеств в Петербурге и занимался в мастерской И.Е. Репина, а также у Ф.А. Рубо и П.П. Чистякова. В студенческие годы определились творческие интересы Горелова — он начал работать в историческом жанре. На выставках Академии и Общества поощрения художеств он представил картины на сюжеты из русской истории «СТЕПАН РАЗИН НА ПУТИ К МОСКВЕ» и «ЧУДО ПРИ ПОГРЕБЕНИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». Вторая была его дипломной работой (1911). За нее он получил золотую медаль и звание художника. После окончания Академии в 1911 Горелов уехал как пенсионер за границу и побывал в Германии, Италии и Франции. В 1914, вернувшись в Россию, Горелов преподавал в Харьковском художественном училище. В 1915 он переехал в Петроград. Здесь художник начал работать как монументалист. Им было выполнено панно «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДИАНЫ С ОХОТЫ». После революции 1917 года Горелов продолжал работать над историческими полотнами («РЕВОЛЮЦИЯ В ДЕРЕВНЕ», 1924; «КАЗНЬ ПУГАЧЕВА», 1925). Во время Отечественной войны его творчество было посвящено тематике, связанной с боевыми действиями («ПОДВИГ ТОВ. ПАВЛОВОЙ», 1942; «ШТЫКОВОЙ БОЙ», 1942). Историческая тематика интересовала его и в это время («КАЗНЬ СТЕПАНА РАЗИНА», 1946; «ВОССТАНИЕ БОЛОТНИКОВА», 1944). После войны Горелов много и продуктивно работал над портретами. Целую галерею образов сталеваров завода «Серп и молот» он создал в 1949 (портреты А.С. Субботина и И.В. Грачева, оба — в ГТГ; М.Г. Гусарова, ГРМ). В 1953 Гореловым был выполнен прекрасный портрет художника Ф.Ф. Федоровского, а также писателя К. Крапивы. В 1953 Горелов был удостоен звания действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР. Горелов преподавал в Московском художественном училище памяти 1905 года.