войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1959
Размер: 200×130 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 29 подборок

Описание картины «Дева Мария Гваделупская»

Поздний творческий период Дали ознаменован печатью нехарактерного для него ранее мистицизма, который критики нарекли «ядерным». После окончания второй мировой войны, потрясений, связанных с событиями в Хиросиме и Нагасаки, Дали обратился в католицизм и даже встретился с тогдашним папой римским, Пием XV. В своем время Дали не раз приписывал себе божественную природу, без лишней скромности заявляя: «Я, Дали, своим творением буду объявлять единство мироздания, показывая одухотворенность всего сущего».

Муза и возлюбленная Дали, Гала, которую он в посвящении «Дневника гения» называет не иначе, как своей Еленой Троянской, святой Еленой и Галой Галатеей безмятежной, единственной «мифической женщиной нашего времени», занимала центральное место в творчестве художника. Неудивительно, что Дали неоднократно изображает ее в образе богоматери в работах «Мадонна Порт-Льигата» и «Дева Мария Гваделупская».

Что касается последней, то этот большой холст, созданный в 1959 году, расписан с такой скрупулезной точностью, что походит на шедевр, созданный в студии Микеланджело, Леонардо или Рафаэля. Каждая мельчайшая деталь написана с изысканным реализмом, придающим фотографическое ощущение композиции в целом и Деве (она же Гала) в частности.

Согласно католической легенде, как-то раз средневекового мексиканского крестьянина Хуана Диего посетило видение молодой женщины, пока он находился на холме в пустыне недалеко от Мехико. Женщина велела ему возвести церковь именно там, где они обратилась к нему. Когда он рассказал об этом событии местному епископу, тот попросил Диего предоставить доказательства, и крестьянину ничего не оставалось, как вернуться в пустыню, чтобы встретиться с Девой снова. Он рассказал ей о просьбе епископа, на что та ответила: «Принеси с собой эти розы, растущие позади тебя». Срезав несколько цветков, Диего обернул их в свое пончо и отправился назад. Раскрыв его вместе с епископом, вместо роз он обнаружил портрет Девы Марии, явившейся ему.

Именно поэтому на мафории, четырехугольной накидке Девы Марии, Дали изображает розы, а за головой Богородицы - семена подсолнуха, в которых при более внимательном рассмотрении можно заметить красные и зеленые драгоценные камни, являющиеся частью ее короны.

Полотно раскрывает значение термина «далианская непрерывность» - намеренно повторяющиеся сюжеты в различных картинах Сальвадора Дали. Так, внизу мы видим цветок жасмина, помещенный в вазу на фоне закрученного атомного облака.

Тот же самый образ - жасмин (символ чистоты) на фоне атомных облаков можно увидеть на картине «Сантьяго Эль Гранде» (1957). А вот две фигуры по бокам, сложившие руки в молитве, будто бы сошли с полотна «Тайная вечеря» (1955).

Ия Бероева
Комментарии