войти
опубликовать

Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена

Жан Фуке • Живопись, 1450-е
Комментарии
1
О работе
Вид искусства: Живопись
Дата создания: 1450-е
Работа в подборках: 52 подборки
История выставок

Описание картины «Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена»

Знаменитый меленский диптих Жана Фуке (Jean Fouqet) был создан примерно в 1450 году по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Это одно из самых загадочных произведений искусства XV века, причем интрига связана как с сюжетом, так и с судьбой работы, хранившейся в соборе города Мелен (отсюда ее название) и разделенной на две части в 1775 году.

Более знаменитая "Мадонна в окружении серафимов и херувимов" (1451) Жана Фуке - правая панель диптиха, которая хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). Принято считать, что прототипом изображенной дамы послужила любовница французского короля Карла VII — Аньес Сорель — кстати, первая официальная любовница короля, которая потом еще и с королевой так подружилась, что стала ее фрейлиной. Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого. Возможно, в память о ней была заказана эта картина.

Кстати, если вы все еще недоумеваете о несколько странном виде богоматери на картине, — дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее «фешн-находок» была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.

«Мадонна в окружении серафимов и херувимов» — нетривиальная работа: монохромные красные и синие ангелы (довольно зловещие), обнаженная грудь «пречистой»… Манера изображения наследует северо-европейскую живописную традицию, а также указывает на близкое знакомство Фуке с фламандской живописью и итальянским кваттроченто (XV век).

Эксперты давно догадывались, что две работы Жана Фуке - части целого произведения, но до недавнего времени доказательств не было. Ситуацию исправили технологии современной экспертизы, которые показали: картины написаны на досках, которые являются частями одного и того же дерева — дуба, срубленного около 1446 года. Разделен же диптих был в 1775 году, когда реставрировали Нотр Дам, и для этого банально не хватало средств: тогда, вопреки завещанию заказчика полотна Этьена Шевалье, картину разделили на две части и по отдельности продали.

Левая панель меленского диптиха теперь хранится в Берлинской картинной галерее. На ней изображен коленопреклоненный Шевалье (который вообще-то служил королевским казначеем) в обществе своего покровителя — святого Стефана. Правая же панель находится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен) и весьма неожиданным образом изображает Святую Деву в контексте французской живописи времен Фуке.

Вообще-то объединить панели по смыслу в одно произведение — та еще задачка для ума, если вы не специалист. Но, как минимум, для начала можно обратить внимание на такую деталь: младенец указывает пальцем влево — на левую панель, в то время как взгляды и жесты изображенных на левой створке обращены к фигурам на правой. Сошлось?

Осенью 2017 года обе створки впервые за 80 лет экспонировали вместе в Берлине.

По материалам публикаций Артхива
 

Комментарии(1)