Серия из шести картин «Модный брак» считается самым значительным и художественно совершенным из нескольких циклов картин, созданных Уильямом Хогартом (
«Карьера проститутки»,
«Карьера мота»,
«Выборы в парламент» и др.) «Модный брак» создавался в 1743-1745 годах, сразу после возвращения художника из Парижа, и сочетает богатый опыт Хогарта как британского бытописателя с некоторыми новейшими французскими влияниями – в первую очередь, искусства рококо.
Неравный брак или брак по расчету со времени возникновения жанровой живописи всегда был одним из самых востребованных сюжетов. Не обошёл его и Хогарт. В его случае речь идёт о мезальянсе социальном: разорившийся графский сынок, чтобы поправить своё материальное положение, женится на богатой купеческой дочке. Явление для современной Хогарту Англии более чем распространённое и с предсказуемым развитием: муж станет транжирить женины денежки, погрязнув в кутежах и разврате, а жена станет томиться в бессмысленной праздности, оживляемой разве что амурными интрижками.
Пришедшее из Франции рококо – это не только стиль искусства. Это, в первую очередь особый образ жизни – богатый, изящный и праздный. Это – мода. И именно поэтому «Брак» Хогарта – модный. Герои не ощущают дискомфорта от того, что женятся не по любви, ведь у каждого – своя выгода, а их брак в глазах света выглядит удачным и вполне презентабельным. Правда, закончится он печально. Граф после серии кутежей окажется в сумасшедшем доме, а потом и вовсе будет заколот воздыхателем жены. Любовник попадёт на эшафот, а графиня – наложит на себя руки. Так моралист Хогарт наказывает своих героев за безнравственность и духовную лень.
Вторая часть серии «Модный брак» - одна из лучших во всём цикле. Она получила название «После свадьбы» и переносит нас в дом героев, накануне ставших мужем и женой. Комната выглядит роскошно обставленной и декорированной по последней моде, но повергнутой в чудовищный беспорядок. На полу валяются ноты и музыкальные инструменты, книги, карты, перевёрнутые стулья, это заставляет предполагать, что вчерашнее торжество закончилось изрядной вакханалией. Миловидная
графиня лениво потягивается и не проявляет ни малейших признаков нежности к супругу. Важный нюанс: она одета «в домашнее» - чепец и капот, а её муж, судя по одежде, совсем недавно откуда-то вернулся. Очевидно, он провёл брачную ночь вне дома, а его равнодушный и утомленный вид свидетельствует, что свою порцию удовольствий он уже получил «на стороне».
Выразительны и второстепенные персонажи: в глубине комнаты поправляет стулья
широко зевающий слуга. А приказчик с пачкой счетов в руках
удаляется, закатывая глаза. Он словно призывает небесные силы в свидетели: с этими людьми невозможен сколько-нибудь серьёзный деловой разговор!
Мягкие созвучия красок в этой картине цикла «Модный брак» (оливковых, розовых, серебристых и золотых) характерны для живописи рококо и передают внешнее, показное благополучие этого семейного союза. Но хаотичная, «разбросанная» композиция подчеркивает его внутренний разлад, ту пустоту, которая неизбежно, по мысли Хогарта, закончится трагедией.
Автор: Анна Вчерашняя