Регистрация
Ян Вермеер
Ян
 Вермеер
Нидерланды 1632−1675
Подписаться291                
Подписаться291                
Биография и информация
 
Голландский художник Ян Вермеер (31 октября 1632, Делфт — 15 октября 1675, Делфт) — один из величайших нидерландских художников-живописцев, выдающийся мастер жанрового портрета и бытовой живописи. Точных сведений о его образовании нет, однако он состоял в гильдии Святого Луки, а значит, прошел обучение у одного из ее членов. В творчестве его отчетливо прослеживается влияние знаменитого делфтского живописца Питера де Хоха. Художник Ян Вермеер был также деканом вышеназванной гильдии, галеристом и авторитетным оценщиком живописи, экспертом в этой области. Он по праву считается одним из самых заметных представителей золотого века живописного искусства Голландии.

Особенности творчества Яна Вермеера Дельфтского: художник всю жизнь придерживался выбранного еще в молодости жанра бытовой живописи, изредка делая исключение для пейзажей. Его картины удивительно реалистичны: интерьеры, детали одежды, лица персонажей выписаны с фотографической точностью. Передача светотени, построение перспективы — этими приемами художник владел в совершенстве. Отличительной чертой живописи Яна Вермеера также является то, что он практически никогда не затрагивал в своих работах тему религии, хотя подобные сюжеты считаются вполне традиционными для искусства той эпохи.

Известные картины Яна Вермеера: «Концерт», «Девушка с жемчужной сережкой», «Астроном», «У сводни», «Бокал вина», «Вид Делфта». Работы находятся в музеях Европы и Америки, в российских собраниях картин мастера нет.

Наследие одного из известнейших художников Голландии Яна Вермеера не так велико: в настоящее время точно подтверждено существование всего лишь нескольких десятков картин. Однако эти полотна дают эталонное представление об искусстве того времени, а интерес к ним, несколько угаснувший после смерти художника, к концу XIX века вспыхнул с новой силой.

Творчество Яна Вермеера Делфтского

В изобразительном искусстве Голландии XVII века именно бытовой жанр получил наибольшее развитие. Способствовали этому ослабление позиций католической церкви, которая была главным заказчиком работ на религиозную тему, и укрепление протестантизма, отвергающего библейские сюжеты в живописи. Художникам того времени необходимо было найти другой источник вдохновения — им стала частная жизнь простых людей. Обыденность окружающего мира уже не казалась скучной и серой, городские пейзажи и бытовые сцены оказались вполне достойны кисти мастера.

У голландского художника Яна Вермеера был удивительный талант видеть прекрасное в повседневном и мастерски передавать свое видение с помощью живописи. Его полотна обладают ненавязчивым мягким колоритом, отлично сбалансированным и вызывающим чувство спокойствия и уюта. Приемами передачи светотени живописец владел в совершенстве — исследователи до сих пор спорят, использовал ли он при написании картин какие-либо приспособления вроде камеры-обскуры или системы зеркал.

Скрупулезной тщательностью прорисовки лиц персонажей и деталей интерьера можно объяснить тот факт, что наследие художника Яна Вермеера насчитывает не слишком большое количество работ. Он писал довольно медленно — не больше двух картин в год выходило из-под кисти мастера. Однако все они вызывают неизменное восхищение у ценителей живописи и исследователей работ Вермеера. Известно, что одно из его полотен, украденное в конце XX века из музея в Бостоне, на сегодняшний день оценивается в несколько миллионов долларов. В каталоге Артхива вы можете найти наиболее известные картины Яна Вермеера с названиями и датами их написания.

Женщины на полотнах великого голландца

Современники Вермеера часто обращались к бытовому жанру — можно сказать, что в то время подобная живопись была наиболее распространена в Голландии. Сюжеты художники находили во всем, что их окружало, перенося на холст сценки из жизни простых людей в обыденной обстановке. Героями произведений зачастую становились мужчины: солдаты, крестьяне, бедняки, горожане в кабаках, музыканты. Женщинам редко отводилась главная роль, и не всегда они были изображены с уважением и приязнью.

Произведения голландца Яна Вермеера кардинально отличаются от работ многих художников этого периода тем, что основное внимание на них уделено именно представительницам прекрасного пола. Они появлялись на полотнах известного живописца не менее 40 раз. В то же время, мужские фигуры, даже если они были изображены, играли явно второстепенную роль как по сюжету, так и по манере написания.

Для художника Яна Вермеера, чьи будни проходили в окружении множества детей, рядом с постоянно беременной или кормящей женой и суровой властной тещей, такое отношение к женщинам кажется удивительным. Но личная жизнь живописца, если верить тем немногочисленным сведениям, которые удалось собрать исследователям, была довольно счастливой, а в доме царила атмосфера спокойствия и любви.

Судить о том, какими были отношения в семье Яна Вермеера, можно и по его картинам: на многих из них, как считают эксперты, изображена Катарина Болнес, жена художника. Неизменно спокойные лица героинь полотен, естественные, полные достоинства позы, теплый мягкий колорит — все говорит о том, что автор испытывал искреннюю симпатию к своим моделям.

В качестве реквизита часто использовались вещи Катарины: ее желтую накидку с горностаем можно заметить на нескольких произведениях художника Яна Вермеера. Также считается, что чаще всего он работал у себя в мастерской, в доме тещи, где жила вся его многочисленная семья. Сложно представить, что жена живописца позволила бы использовать свои личные вещи как реквизит, а также позировать, если бы не поддерживала мужа во всем, в том числе, в его творческой деятельности.

Примечательно, что на картинах Яна Вермеера редко можно увидеть женщину, которая праздно проводит время. Художник не писал портреты ради портретов: красота моделей сама по себе как будто не имела для него ценности, хотя каждая из них явно внушала симпатию автору. Если на холсте изображена знатная дама, она обязательно будет читать письмо, писать ответ или играть на музыкальном инструменте. Простые женщины на картинах заняты будничными делами: готовят пищу, вышивают, хлопочут по дому. Исключение составляют несколько картин, на каждой из которых, что интересно, присутствует бокал или кувшин вина — «Спящая служанка», «У сводни», «Бокал вина», «Офицер и веселая девушка». Однако даже эти произведения, сюжет которых не так невинен, Ян Вермеер писал все с той же симпатией к персонажам, разве что колорит картин несколько ярче привычного, контрастнее тени и резче свет.

Таинственная незнакомка

Ни одна другая картина Яна Вермеера не вызывает такого интереса, как «Девушка с жемчужной сережкой». Загадок в этом произведении больше, чем во всех остальных, принадлежащих кисти мастера, вместе взятых: а он любил удивить зрителей. Многие работы живописца, на первый взгляд, бесхитростные, на самом деле содержат массу тайных символов. Например, таков сюжет «Женщины с весами». Дама собирается взвесить монеты или украшения — что таинственного в этой сцене? Однако, если приглядеться, можно заметить, что весы пустые, а на заднем плане отчетливо виднеется картина, изображающая ужасы Страшного Суда.

Символизм привлекал художника, как и многих его предшественников и современников. Религиозные и мистические сюжеты часто изображались как бытовые, наполнялись символами и скрытыми знаками, а затем отдавались на суд ценителям искусства. Разгадывать эти загадки очень увлекательно, однако секрет «Девушки с жемчужной сережкой» пока еще не сумел раскрыть никто.

Живопись Яна Вермеера долгое время не была востребована, поэтому даже с названиями его произведений не все ясно. Одна из самых известных картин художника получила свое совсем недавно — чуть больше двадцати лет назад. До этого она называлась «Девушка в тюрбане», «Портрет девушки» или просто обозначалась как «трони». С 1995 года картина Яна Вермеера называется «Девушка с жемчужной сережкой».

Между тем, меньше всего украшение в ухе модели напоминает жемчуг. Размеры и явный металлический блеск указывают на то, что серьга сделана из серебра, стекла, покрытого изнутри амальгамой, фарфора — любого материала, но не природного жемчуга. Жемчужина такого размера вряд ли могла принадлежать художнику, даже самому успешному, не говоря уже о простой девушке.

Существует предположение, что путаница произошла из-за состояния картины: долгое время ее не реставрировали или делали это так, что внешний вид полотна сильно изменился. Однако даже отсутствие яркого блеска и не слишком характерный для металла оттенок никак не объясняют гигантские размеры украшения.

Возможно, секрет кроется в особенности жанра произведения, имеющем название «трони». Всего две работы Вермеера написаны в таком духе: исследователи считают одну из них копией другой, правда, менее известной. Трони — разновидность портрета, на котором модель изображается в каком-либо необычном виде. Выражение лица, одежда, украшения должны удивлять зрителя. Может быть, серьга для картины выбрана именно с учетом жанра, также, как и тюрбан на голове девушки: в то время этот головной убор не был распространен, тем более, их не носили женщины-голландки. Примечательно, что на второй картине, носящей название «Портрет молодой девушки», детали костюма и украшения практически в точности соответствуют аксессуарам «Девушки с жемчужной сережкой», однако лица женщин не имеют даже отдаленного сходства.

Что касается личности модели, которую многие считают такой же таинственной, как и Мона Лиза, то в настоящее время о ней неизвестно ничего. Вероятно, портрет красивой девушки, история которого окутана тайной, еще долго будет служить предметом споров и источником вдохновения для художников, режиссеров, писателей и ценителей искусства.
Читать дальше
Работы понравились

Лента
Шедевры большинства живописцев Золотого века Голландии к концу XIX столетия пылились в чуланах или вовсе отправлялись в растопку. Ведь что может быть скучнее созерцания музицирующих аристократов и подвыпивших крестьян, задумчивых юношей и девушек в тиши внутренних комнат, суровых малолюдных пейзажей с неизменными мельницами и коровами да роскошных букетов в центре стола? И сейчас посетители…


ВАЛЕНТИНА АСТРА
, 17 сентября 07:18 3
Сердечное спасибо за отличный материал о дивном искусстве голландских мастеров, передававших трогательные, сиюминутные, разнообразные мгновения бытия.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Импрессионисты с гордостью прослеживали свою «живописную родословную» от «малых голландцев». Это французское название для школы голландских художников 17 века, писавших небольшие полотна «малых» жанров – пейзажи, натюрморты, интерьеры и собственно жанровые сцены – в отличие от масштабных исторических картин. На импрессионистов, по их прямым словам, повлияли Халс и Вермеер, один из самых старших…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 99 работ
Ян Вермеер. Географ
13
Географ
1660-е , 53×46 см
Ян Вермеер. Девушка с жемчужным ожерельем
7
Девушка с жемчужным ожерельем
1664, 51.2×45.1 см
Ян Вермеер. Молочница
32
Молочница
1660-е , 45.5×41 см
Ян Вермеер. Маленькая улочка в Дельфте
11
Маленькая улочка в Дельфте
1659, 53.5×43.5 см
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой
37
Девушка с жемчужной серёжкой
1665, 46.5×44 см
Ян Вермеер. Женский портрет
4
Женский портрет
1655, 65×82 см
Ян Вермеер. Астроном
12
Астроном
1668, 51×45 см
Ян Вермеер. Дама, стоящая у вирджиналя
6
Дама, стоящая у вирджиналя
1670-е , 51.7×45.2 см
Ян Вермеер. Женщина в красной шляпе. Фрагмент
4
Женщина в красной шляпе. Фрагмент
1660-е
Посмотреть все 99 работ художника
HELP