Эпидемия испанского гриппа, которая прокатилась по Европе в 1918 году и унесла жизни десятков миллионов людей, получила от Эгона Шиле самую сильную и страшную иллюстрацию, какую когда бы то ни было получала болезнь в истории живописи. Эпидемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и убила гораздо больше людей, чем этот массовый военный конфликт. По Европе перемещались войска, вовсю ездили поезда и летали дирижабли, с неумолимой скоростью разнося смертельную болезнь по городам и странам. Теперь всякий раз, когда пишут энциклопедические статьи и исторические очерки об «испанке», используют картину Эгона Шиле
«Семья».
К 1918 году Эгон Шиле был ведущим художником Австрии, после смерти
Климта именно у него оказались все шансы стать предводителем авангардных венских художников и возглавить выставочные события. К тому же художник женился, обзавелся большой студией и задумал серию огромных полотен.
Даже война его пощадила. Эксперты аукционного дома Christie's рассказывали историю: командир Шиле Карл Грюнвальд в мирное время продавал антиквариат, а потому в искусстве немного разбирался. Увидев работы юного художника, он одну купил, а впоследствии приложил все усилия, чтобы спасти Эгона от отправки на фронт. Охраняя военнопленных и склады в тылу, художник продолжал заниматься живописью и о военных действиях знал только понаслышке.
Картина «Семья» - одна из самых тихих и печальных у Шиле. На ней изображены сам художник, его жена Эдит Хармс и их нерожденный ребенок. Сейчас трудно говорить, насколько Шиле предчувствовал скорую смерть и предсказывал трагедию. Однако ощущение обреченности и ужаса в этом произведении было главным с самого начала.
Здесь все не так, как обычно у Шиле. Его персонажи обычно вламываются в пространство картины – как будто продираются в ущелье. Их состояния всегда предельны, руки и ноги вывернуты в неестественных жестах и позах, тела – сплошные кости, жилы, ломаные линии и натянутые нервы. А здесь как будто все наконец-то замерли и расслабились, тела чуть ли впервые у Шиле обрели мягкость и плавность. Они смирились и ждут наступающей тьмы, ждут, пока мир поглотит их.
Так и случилось. Жизнь Шиле завершилась так, как должна была завершиться жизнь художника-экспрессиониста, - трагически. Эдит умерла от «испанки» на 6-м месяце беременности. Через три дня после нее умер Эгон Шиле.
Есть в истории искусства целые поколения, которые по внутренней логике эпохи и собственного творчества проживали счастливую или несчастную жизнь. После солнечных долгожителей-импрессионистов пришло время совсем для других судеб:
Ван Гог покончил с собой, произнеся перед смертью «печаль будет длиться вечно»,
Эдвард Мунк умер в глубокой старости, но в полном одиночестве,
Франц Марк погиб на Первой мировой,
Клее и
Кокошка вынуждены были уехать в эмиграцию. Наверняка ХХ век подыскал бы и для Эгона Шиле другой трагический сценарий жизни, если бы с «испанкой» не сложилось так быстро.
Автор: Анна Сидельникова