Габриель Метсю (
Gabriel Metsu, 1629, Лейден — 24 октября 1667, Амстердам) — жанровый и религиозный художник Золотого века Голландии, один из сооснователей Гильдии святого Луки в Лейдене.
Особенности творчества Габриеля Метсю. «Зачем покупать Вермеера, если есть Метсю?» – эти слова парижского арт-дилера XVIII века очень ярко характеризуют былую популярность лейденского живописца. При жизни и вплоть до позапрошлого столетия он ценился гораздо выше «сфинкса из Дельфта». В XVII веке Лейден славился своими fijnschilders, или «изысканными художниками». Однако их скрупулёзный глянцевый стиль начал набирать популярность лишь к моменту переезда Габриеля Метсю в Амстердам.
Он специализировался на жанровых сценах, мастерски передавал игру света и тени, а также различные поверхности – атлас, лён, мех, керамику, стекло, оттенки кожи. Мастер сочетал формальный язык своего выдающегося земляка
Геррита Доу с сюжетами, подсмотренными у
Герарда Терборха. Габриелю Метсю удалось совместить в своём творчестве лучшее из того, что предлагали его современники.
Известные картины Габриеля Метсю: «Охотник, одевающийся после купания»,
«Больной ребёнок»,
«Овощной рынок в Амстердаме».
Отец-художник и отец-шкипер
Габриель Метсю родился где-то в конце 1629 года. Точная дата неизвестна, но историк Адриан Вайбоер считает, что будущий живописец появился на свет между 27 ноября и серединой декабря. Его родителями были художник Жак Метсю (ок. 1588 – 1629) и повитуха Жакмин Гарниерс (1589 / 93 – 1651). Прежде чем поселиться в Лейдене примерно в 1615 году, отец Габриеля провёл некоторое время в Гауде, зарабатывая на жизнь созданием узоров для гобеленовых мануфактур. Никаких работ Метсю-старшего не сохранилось, а в лейденских кадастрах не найдено картин, приписанных ему. Впрочем, в описях имущества горожан атрибутированные панели начали более-менее регулярно появляться только в 1640-х годах, а Жак Метсю умер в 1629-м.
Оба родителя Габриеля происходили из Юго-Западной Фландрии, но переехали с семьями в Голландскую Республику ещё детьми. При венчании в Лейдене в 1625 году оба были уже немолоды и ранее состояли в браках. Габриель, скорее всего, был их единственным ребёнком, но Жак Метсю никогда не видел своего сына, поскольку скончался за восемь месяцев до его рождения. Сколько сводных братьев и сестёр у Метсю-младшего было от других союзов его родителей, понять сложно. Когда в 1631 году Жакмин Гарниерс обратилась в городской совет с ходатайством о выдаче ей лицензии акушерки, то заявила, что воспитывает девятерых детей. Хотя Адриан Вайбоер считает, что она могла преувеличить, чтобы вызвать симпатию.
В 1636 году вдова вышла замуж в четвёртый раз – за шкипера Корнелиса Бонтекрая. У того было достаточно средств, чтобы обеспечить как Габриеля, так и других детей Жакмин.
Ученик-мастер и Гильдия
Трудно определить, кто обучал Габриеля Метсю. Живописец и писатель Арнольд Хоубракен (1660 – 1719), автор историографии «Великий театр голландских художников», этого не упоминает. Различные исследователи указывают на Геррита Доу, но никаких доказательств этому нет. Более того, воздействие основателя школы «изысканных художников» на творчество Метсю начало проявляться только в середине 1650-х годов, когда тот уже работал самостоятельно. Первым примером влияния можно назвать панель
«Государственный нотариус», датированную примерно 1653 годом (сравните:
1 и
2). При этом стоит отметить, что мазки у Метсю гораздо свободнее, чем у его прославленного земляка, а цветовые пятна почти абстрактны.
Адриан Вайбоер предполагает, что первые уроки рисования Метсю получил у серебряных дел мастера Клауса Питерса де Греббера из Гарлема, поселившегося в Лейдене примерно в 1640 году. Известно, что 13-летний Габриель находился у него в услужении. Одним из братьев Клауса был знаменитый художник Франс Питерс де Греббер, отец живописцев
Питера Франса и Марии де Гребберов. Последняя была матерью будущей жены нашего героя.
Судя по ранним известным работам Метсю, его следующим наставником стал мастер исторической живописи. Однако в Лейдене было мало специалистов этого жанра. В их число входил Антоний Клауссон де Греббер, сын вышеупомянутого ювелира. Некоторые работы Метсю настолько близки к его картинам, что возможность учительства стоит хотя бы принять во внимание. Но если оно и имело место, то недолго. Уже в 1644 году запись «Gabriel Metsu, schilder» («Габриель Метсю, художник») появилась среди тридцати одного имени под петицией о создании Гильдии святого Луки.
Конечно, Габриель, которому на тот момент едва исполнилось 15 лет, вряд ли уже был независимым практикующим художником. Эта строчка может свидетельствовать о том, что коллеги признали юный талант и молодой человек получил привилегии мастера – долю в деле учителя и право подписывать собственные работы. Когда в 1648 году лейденские живописцы объединились с малярами и всё же убедили городской совет дать согласие на создание Гильдии святого Луки, Метсю стал её полноправным членом и платил взносы.
«Утрехтское интермеццо» и Амстердам
В 1650 году в гроссбухах Гильдии напротив имени Габриеля Метсю появилась надпись «vertrokken» («выбыл»). Долгое время историки полагали, что именно тогда художник переехал из Лейдена в Амстердам. Позже выяснилось, что пометка добавлена лишь в 1658 году, а до того управление Гильдией велось из рук вон плохо, взносы поступали с перебоями – если поступали вообще.
Тем не менее, вскоре после 1650 года 21-летний Габриель действительно покинул Лейден. Он отправился в Утрехт, где некоторое время работал под началом
Николауса Кнюпфера. Протекцию юноше мог составить его земляк
Ян Стен, который был учеником Кнюпфера. После непродолжительного «утрехтского интермеццо» Метсю вернулся в родной город – впрочем, ненадолго. В середине 1654 года он всё же перебрался в Амстердам, где остался уже до конца жизни.
Чем был вызван переезд, до конца не ясно. Может быть, космополитичный Амстердам больше привлекал такого амбициозного художника, как Метсю. Но, может, сыграли роль экономические обстоятельства: после 1652 года рынок в Лейдене сократился. И, как указывает искусствовед Пит Баккер, молодой Габриель был не единственным, кто покинул город – хотя и стал одним из первых.
Предвосхищение Ватто
В Амстердаме Метсю поселился на канале Принсенграхт, в маленьком доме, принадлежавшем дальнему родственнику. С этого момента начались серьёзные изменения в творчестве художника. Если в Лейдене он специализировался на религиозных сценах вроде
«Изгнания Агари», то на новом месте за короткое время превратился в жанриста.
Кажется, именно в суетливом и шумном Амстердаме Габриель Метсю осознал и принял своё лейденское происхождение – здесь впервые в его картинах можно увидеть влияние Геррита Доу. Впрочем, он не перенял до конца изящный и трудоёмкий стиль своего популярного коллеги. Яркие цветные акценты, оживляющие монохромные картины Метсю, напоминают, скорее,
Николаса Маса, а текучая фактура отражает воздействие
Яна Баптиста Веникса, с работами которого он ознакомился в Утрехте.
Вероятнее всего, «переквалификация» стала следствием точного расчёта. На смену благочестивым беднякам вроде
«Старухи за едой» (вино и хлеб намекают на таинство евхаристии) пришли молодые хорошо одетые мужчины и женщины, которые музицируют, обмениваются письмами и галантно флиртуют друг с другом (
1,
2,
3). Уличные и рыночные сцены полны намёков и шифров. Например, ощипанные цыплята и другая дичь несут сексуальную коннотацию (
1,
2,
3).
Такие картины пользовались значительно большей популярностью у состоятельной публики. И Метсю поспешил разделить прибыльную нишу с Герардом Терборхом,
Францем ван Мирисом и
Яном Вермеером. Понятно, почему французы XVIII века обожали его картины: изображения изысканной жизни и утончённых ухаживаний предвосхитили работы
Жана Батиста Симеона Шардена,
Антуана Ватто и
Франсуа Буше.
Изабелла и смерть
19 мая 1658 года Метсю женился на Изабелле де Вольф из Энкхёйзена. Её родителями были Вутер Конрац де Вольф и художница Мария де Греббер. С ними Метсю, очевидно, познакомился через предполагаемого бывшего учителя Антония Клауссона де Греббера. Тот двумя годами ранее уехал в Амстердам из Лейдена и засвидетельствовал брачный контракт на свадьбе экс-подмастерья.
Изабелла часто служила моделью для своего мужа и, без всякого сомнения, изображена на многих его картинах. Однако маловероятно, что она была художницей, как мать.
Габриель Метсю умер осенью 1667 года в возрасте 38 лет и был похоронен в кальвинистском храме Ньиве керк 24 октября. С его смертью жанровая живопись потеряла одного из самых ярких представителей, чьё творчество вдохновляло многочисленных художников, в том числе Яна Стена, Яна Вермеера, Франца ван Мириса и
Питера де Хоха.
Тень Вермеера
При жизни Габриель Метсю был законодателем моды, а после смерти его звезда засияла ещё ярче. Сейчас в это трудно поверить, но в XVIII веке он был гораздо популярнее (а его картины, соответственно, дороже) своего соотечественника Яна Вермеера. Последнего даже называли «художником в стиле Метсю».
Вероятнее всего, живописцы были знакомы лично. Поскольку их работы зачастую не датированы, трудно определить, кто на кого влиял. Несомненно лишь, что оба вдохновлялись творчеством друг друга. Между произведениями Метсю и Вермеера есть огромное сходство как тематическое, так и техническое – это становится понятно любому, кто видит рядом их картины (Метсю –
1,
2; Вермеер –
1,
2). «Фальсификатор века» Хан ван Мегерен успешно вводил искусствоведов в заблуждение в 1930-х – 1940-х годах, используя панели лейденца как отправную точку для своих подделок «под Вермеера».
Но к началу прошлого века коллекционеры стали ценить Вермеера выше, а достоинства Метсю померкли. Возможно, сыграли роль протомодернистские настроения отчуждения на картинах «сфинкса из Дельфта» или эволюция дизайна к чётким линиям и полным света интерьерам. Метсю практически исчез в тени своего коллеги. В XX столетии его последняя ретроспектива состоялась в Лейдене в 1966 году, а последняя монография о нём была опубликована в 1974-м. Однако в 2011 году, благодаря усилиям доктора философии Адриана Вайбоера, 40 картин Метсю экспонировались в Дублине, Амстердаме и Вашингтоне. Слава живописца начала возрождаться.
Автор: Влад Маслов