Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Уильям Моррис
Уильям
 Моррис
Подписаться28             
Подписаться28             
Биография и информация
 
Уильям Моррис (William Morris, 24 марта 1834 Уолтемстоу — 3 октября 1896) — английский художник, представитель позднего поколения прерафаэлитов, дизайнер, теоретик искусства, поэт и переводчик. Он внес значимый вклад в возрождение английского текстильного производства, активно развивал идею синтеза в искусстве, которая в последствии станет в основе развития модерна во многих странах.

Особенности творчества художника Уильяма Морриса: Творчество Морриса невероятно многогранно, он проявил себя в живописи, дизайне, а также множестве ремесел, благодаря которым существовала его собственная фирма «Morris&Co». Основная идея и особенность работы художника — это обращение к прошлому, поиски смысла в каждом образе, идея рукотворности и отрицание механизации.

Известные картины Уильяма Морриса: «Прекрасная Изольда», «Неудача сэра Гавейна», серия гобеленов «В поисках святого Грааля».


Детские годы и юность Уильяма Морриса


Уильям Моррис родился в обеспеченной английский семье в графстве Уолтемстоу — сегодня это пригород Лондона. С самого детства мальчика привлекало все, что было создано человеком, он много мастерил, занимался рыбалкой, садоводством, исследовал леса, запоем читал и восхищался архитектурой старых церквей. Больше всего его интересовали Средние века и романтика рыцарских приключений. Моррис позже говорил, что первые детские увлечения и впечатления имели большое влияние на его дальнейшую жизнь.

Учеба Морриса началась в Мальборо в колледже, и это время он впоследствии вспоминал с ужасом, так как испытывал насмешки от сотоварищей и очень скучал. При этом он всегда находил возможность любоваться памятниками архитектуры и развил в себе тягу к англо-католицизму. Из школы юноша был исключен в 1851 году.

Следующей ступенью в образовании был Оскфорд. Моррис глубоко проникся культурой Средневековья, испытав влияние модных тогда медиевистов, отвергающих многие достижения современности и превознося прошлое. При выборе профессии решающую роль сыграли романтические представления о прошлых столетиях, о церкви, как о центре не только духовной жизни, но и образования. Моррис пожелал стать священником, а в будущем мечтал организовать монастырь, где мог бы заниматься своим образованием и нравственным усовершенствованием.

Обучаясь в Осфорде, он прочитал труды популярного в Викторианской Англии художественного критика Джона Рескина. Рескин всячески осуждал современную живопись и искусство в целом, обвиняя их в механизации, отсутствии души и настоящего вдохновения. Идеальной эпохой для него было время, предшествующее Рафаэлю, когда художник нес в своих работах не просто земную красоту, но и духовный смысл. Работы английского искусствоведа произвели впечатление на будущего дизайнера, так что он изменил свое решение и решил заняться искусством. Рескин был идейным носителем нового для Англии художественного направления — Братства Прерафаэлитов.

Разочарование в англиканской церкви и понимание невозможности создания идеальной обстановки для жизни в душевной чистоте и целомудрии еще больше приблизили Морриса к живописи. Путешествуя, он смотрел и изучал средневековые картины. Однажды в Лондоне Моррис знакомится с Россетти — одним из основателей Братства Прерафаэлитов. Эта встреча также оказалась судьбоносной, и студент окончательно понимает, что его путь — это живопись. В это же время Моррис впервые пробует себя как поэт. Живописец и иллюстратор Э. Берн-Джонс высказался положительно о его стихах, и это станет началом долгого поэтического пути Морриса.

«Искусства и ремесла» — назад в будущее


Средина 1850-х — это пик промышленного развития в Англии. Страна считается «мастерской мира», а знаменитая выставка достижений промышленности только иллюстрирует текущий прогресс. Но есть и другая сторона медали, когда невероятный технический прогресс ударяет по простым ремесленникам, которые остаются «не у дел». И без того небогатые, они разоряются вконец.

Моррис, как настоящий ценитель всего исконного, любитель природы, рукотворчества и противник механизации старается противостоять наступающей махине прогресса. Протестом стала организация движения «Arts and Crafts Movement» (англ. «Движение искусств и ремёсел»), а первым шагом — строительство для семьи художника Красного дома по проекту Филиппа Уэбба. Красного, потому что он был сделан из кирпича, но при этом речи не шло о побелке и штукатурке. Это был настоящий вызов викторианскому вкусу и стилю. Внутренняя планировка отличалась аскетичностью и практичностью, но абсолютно все детали декора и интерьера были выполнены изысканно и вручную. Жилые комнаты здесь чередовались с мастерскими.

Это был эффектный знак протеста, Красный дом и сейчас фигурирует в учебниках по истории архитектуры, как переломный этап в зодчестве Англии конца XIX века. Но это был только знак, а необходимо было действие, которое действительно повлияло бы на ситуацию. Тогда Моррис и его соратники — художники Россетти, Эдвард Берн-Джонс, архитектор Филипп Уэбб и другие решают создать свою мастерскую по изготовлению декоративно-прикладных изделий. Называлась она «Моррис, Маршал, Фокнер и К — Работники искусства». Первые годы они работали большей частью над производством церковных витражей. В жизни новой фирмы активно участвовали не только мужчины, но и их супруги. Упорный труд и уверенность в успехе помогли справиться с первоначальными трудностями, и уже спустя несколько лет компания пользовалась не только большим спросом, но и задавала определенные тренды. Крупные заказы богатых клиентов, изготовление и введение в моду разных видов обоев, гобелены, ковры, керамика — жизнь мастерской становилась интереснее и продуктивнее. Мастерская славилась не только своими изделиями, но и высокими ценами и дорогими материалами, доступными ограниченному количеству ценителей.

В 1975 году производство стало принадлежать исключительно Моррису и теперь называлось «Morris&Co». Со временем здесь стали появляться изделия для людей с более скромным достатком. Благодаря Моррису было возрождено традиционное британское текстильное искусство, которое перестало быть мертвым экспонатом, а стало непосредственной частью быта. Предприятие просуществовало до 1940 года.

Уильям Моррис был человеком дела. Его мастерская не просто работала, принося доход, но жила его руками. Любое новое для себя ремесло художник изучал самостоятельно: он даже умел ткать ковры и сам изготавливал натуральные красители для ткани. Идея ремесленничества и совмещения различных видов декоративно-прикладного искусства стала необычайно популярна по обе стороны океана.

Идея искусства, как синтеза между разными видами творчества и ремесел — была основной задачей всей художественной жизни Морриса. Увлекаясь прошлым, он заложил основу, без которой не существовало бы нового искусства нового века — Ар нуво. Модерн распространился во многих странах, а идея «многостаночности» и развития ремесел активно развивалась в России художниками и меценатами. Призывая к старому, Моррис открыл новый путь, свежее дыхание, которое оставит колоссальный след в истории искусства.

Женитьба и личная жизнь Уильяма Морриса


В 1857 году Моррис знакомится со своей будущей супругой Джейн Берден. Ее лицо узнаваемо для многих — именно она была моделью и возлюбленной Россетти при написании знаменитой «Прозерпины». В 1858 году Джейн позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда», после чего последовало предложение, на которое девушка ответила положительно, при том, что позже она утверждала, что не была влюблена. Картина осталась единственной живописной работой автора.

Пара поженилась в 1859 году и жила в знаменитом Красном доме. У них родилось двое дочерей. Джейн была совсем простой девушкой, ее семья не планировала для нее большого будущего. Но Моррис взялся за образование жены, тем самым сделав из нее утонченную аристократичную красавицу с нетрадиционной внешностью. Она была необычайно способна и восприимчива: много читала, изучала языки, играла на музыкальных инструментах.

Чуть позже Джейн Моррис сблизится в Россетти. Измена супруги тяжело далась художнику, но как социалист и мыслящий человек, он не считал ее своей собственностью и дал свободу выбора. Во время долгой поездки Морриса в Исландию Джейн и Россетти сблизились окончательно. Отношения между любовниками были искренние и глубокие, которые сохранились до конца жизни великого прерафаэлита.

Моррис как просветитель, поэт, и социальный деятель


Трудно назвать какую-либо творческую сферу основной для Морриса. Но однако доминантой для него всегда являлось просвещение, желание рассказать, поделиться и воплотить свои идеи, которые были исключительно созидающими. Архитектура не отходит на второй план для мастера, хотя непосредственно ей он не занимался. Как искусствовед и ценитель прошлого, Моррис в 1877 году создает Общество защиты старых зданий. Его просветительская и социальная деятельности позволили сохранить такие памятники архитектуры как Солсберийский собор в Англии и собор Святого Марка в Италии. Стремление к прошлому, желание не только сохранить, но и понять старинные здания вовсю витали в воздухе Европы: уже в первой половине XIX века Виктору Гюго удалось спасти от разрушения Собор Парижской Богоматери. Увлечение готикой становится одним из важных в жизни Морриса.

В 1878 оду семья покидает Красный дом и переселяется в поместье Кельмскотт в Хаммерсмите, где организуют большую мастерскую по изготовлению гобеленов.

Свободного времени у Морриса не было, потому что любой намек на досуг он использовал для занятий поэзией и средневековой литературой. Именно последнее было толчком для создания собственного издательства «Kelmscott Press». Морррису пришла идея издать «отца английской поэзии» Джеффри Чосера не как современную книгу, а как средневековую рукопись, где все будет оформлено в едином стиле: страницы, титульный лист и переплет. Несколько лет потребовалось на реализацию этого проекта, но в конце концов был издан не только Чосер, но и сам хозяин издательства. Моррису удалось сформировать у английского общества потребность в книгах такого типа. Книгоиздательству художник посвятил последние годы жизни.

Большую роль в творческом развитии Морриса играли его периодические поездки в Исландию, где он изучал литературу, после чего выпустил переводы нескольких исландских саг. Он стал одним из популяризаторов жанра фэнтези. Дж.Р. Р. Толкин называл Морриса своим литературным предшественником.

Тяга к простоте и трудолюбие приносили ему не только доход и популярность, но натолкнули художника на идеи социализма, всеобщего равенства и возможности улучшить положение простых рабочих. Моррис читает книги, издается и даже вступает в Социалистическую лигу. Его письменные труды можно было найти в Советской России.


Ульям Моррис — один из ключевых представителей искусства викторианской Англии. Удивительно, что при жизни его больше знали и чествовали как поэта, тогда как после смерти его имя стало ассоциироваться с дизайном. Дома, оформленные по его проекту сегодня доступны посетителям, его художественные работы находятся во многих музеях, а дизайнерские проекты до сих пор воссоздаются.

Автор: Людмила Лебедева
Читать дальше
Работы понравились
Елизавета
Yulia Filin
Taras Dyadkov
+6

Лента
«Прекрасная Изольда» - это единственное живописное произведение Уильяма Морриса, на котором изображена его будущая жена Джейн Берден в 1858 году. Образ Изольды и символика Джейн в средневековом платье предстоит в образе Изольды, тоскующей по изгнанному Тристану. Первоначально исследователи…Весь текст
Уильям Моррис. Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)
Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)
Уильям Моррис
1858, 90×72.5 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Уильям Моррис. «Поиски Святого Грааля». Деталь гобелена 4
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля». Деталь гобелена 2
Уильям Моррис. Дизайн для "Acanthus" Pattern
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля». Отъезд рыцарей
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля» Сюжет 3
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля» Сюжет 2
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля» Сюжет 4
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля» Сюжет 5
Уильям Моррис. Серия «Поиски Святого Грааля» (гобелен. деталь 1)
Вся лента
Работы художника
всего 21 работа
Уильям Моррис. Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)
6
Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)
1858, 90×72.5 см
Уильям Моррис. Растительный узор 9
1
Растительный узор 9
Уильям Моррис. Растительный узор 8
0
Растительный узор 8
Уильям Моррис. Растительный узор 7
3
Растительный узор 7
Уильям Моррис. Провал Сэра Гавейна
1
Провал Сэра Гавейна
Уильям Моррис. Растительный узор 6
1
Растительный узор 6
Уильям Моррис. Растительный узор 5
1
Растительный узор 5
Уильям Моррис. Растительный узор 4
0
Растительный узор 4
Уильям Моррис. Растительный узор 3
1
Растительный узор 3
Посмотреть все 21 работу художника
HELP