войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Уильям
Моррис

Уильям Моррис (24 марта 1834 - 3 октября 1896) – английский художник, писатель и переводчик. Известен тем, что первым охарактеризовал свою профессию словом «дизайнер».

Особенности творчества художника и дизайнера Уильяма Морриса: При жизни Уильям Моррис более всего прославился как поэт, романист, а также как дизайнер обоев и тканей. Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Он стремился защитить природу от последствий загрязнения в век индустриализации, и некоторые считают Морриса предшественником современного движения «зеленых». Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней. Известно, что при вступлении в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер» - впервые в данном контексте. Он также стал основателем британского Общества защиты древних зданий (SPAB). В 1890 году Моррис открыл типографию «Келмскотт-Пресс», в которой издавал малотиражные книги с дизайнерскими переплетами и страницами, украшенными виньетками и рисунками по подобию старинных манускриптов.

Известные картины Уильяма Морриса: "Прекрасная Изольда", "Неудача сэра Гавейна", серия гобеленов «В поисках святого Грааля», дизайн «Решетки», дизайн «Клубничный воришка», дизайн «Ветви ивы» .

Рыцарское детство и романтический Оксфорд
Уильям Моррис был третьим по старшинству ребенком в многодетной семье евангельских протестантов Уильяма и Эммы Моррис. Отец будущего художника и писателя был финансистом, семейство жило в достатке, а дети получили хорошее образование. Когда Уильяму исполнилось 6 лет, Моррисы переехали в большой особняк Вудфорд-Холл. Здесь, в лесах Эссекса, маленький Уильям в сделанных специально для него рыцарских доспехах катался на пони, зачитывался романами Вальтера Скотта и увлеченно исследовал старинные крепости.

Уильям Моррис-старший неожиданно умер в 1847 году. Доходов с девонских медных рудников хватало, чтобы отправить Уильяма в Колледж Мальборо. Тоскуя по дому, мальчик не особо обращал внимание на учебу, исследуя исторические достопримечательности Уилтшира. В 1851 году Морриса исключили из колледжа, и он продолжал обучение частным образом, пока год спустя не поступил в Эксетер колледж. Старинные улочки Оксфорда подогревали растущий интерес Морриса к средневековой истории и архитектуре, к романтизму рыцарских времен и органическому чувству общности, свойственной Англии докапиталистической эпохи. В Оксфорде Моррис познакомился с коллегой-первокурсником Эдвардом Бёрн-Джонсом, который разделял его взгляды на артурианскую эпоху и стал его другом и соратником до конца жизни.

Большое влияние на Морриса оказали сочинения искусствоведа Джона Раскина, особенно те, в которых говорилось об отказе от промышленного производства декоративного искусства в пользу ремесленного мастерства, поднятии ремесленников до статуса художников, создании доступных изделий ручной работы. Раскин поддерживал группу художников, которая появилась в Лондоне в 1848 году и назвала себя «прерафаэлитским братством».

В 1855 году во время путешествия по северной Франции Моррис и Берн-Джонс окончательно решают посвятить себя искусству. Семья была не в восторге – мать считала, что сын должен посвятить себя торговле либо же стать священником. Тем не менее, после получения степени бакалавра Моррис продолжил обучение – на этот раз он посвятил себя архитектуре, а также познакомился с молодым архитектором Филиппом Уэббом.

Летом 1856 года Моррис переехал в Лондон и вместе с Берн-Джонсом снял квартиру в Блумсбери. Он тратил большие деньги на приобретение картин прерафаэлитов, а еще стал учеником одного из них – Данте Габриэля Россетти. Вместе с Моррисом и Берн-Джонсом Россетти выполнил заказ по росписи стен Оксфордского союза, украсив его романтическими фресками на тему легенд о короле Артуре.

Прекрасная Гвиневера
В октябре 1857 года Росетти и Берн-Джонс познакомили Морриса с Джейн Бёрден. Молодая красавица, дочь конюха и служанки, была приглашена позировать для картины «Прекрасная Изольда». Вскоре Джейн стала для Морриса музой и спутницей жизни, а в апреле 1859 года они поженились: в среде прерафаэлитов художник и модель были равноправными участниками живописи. Семья Морриса этих взглядов не разделяла.

Перед девушкой из бедной семьи открылись большие перспективы, и она в полной мере воспользовалась своим новым положением. Уроки музыки, этикета, французского и итальянского языков не прошли даром, и современники часто отмечали изысканные «царственные» манеры Джейн – равно как и ее красоту. В январе 1861 года родилась первая дочь Морриса и Джейн - Джейн Алиса, а в марте 1862 года появилась на свет вторая дочь, Мэри.

Моррис, на глазах которого происходило это волшебное преображение, захотел подарить своему «бриллианту» достойную его драгоценную оправу и затеял строительство нового дома в деревне Аптон неподалеку от Лондона. Внешний дизайн дома разработал друг Морриса, архитектор Уэбб, а сам художник занялся проработкой интерьеров и внутреннего дизайна. Дом, получивший название «Красный» - в честь цвета кирпичей и черепицы – был «очень средневековым по духу» и был вписан в сад, составляющий с домом одно целое. После окончания строительства сюда были приглашены Берн-Джонс с женой Джорджианой, а также Россетти и его жена, художница Лиззи Сиддал. Это дружное общество с увлечением расписывало стены, потолки и мебель, а Моррис разработал цветочные узоры для обоев.

Джейн Моррис была одной из любимых моделей братства прерафаэлитов. У нее был роман с Россетти, который неоднократно изображал ее на своих знаменитых полотнах. Моррис был расстроен этим фактом, однако дал жене свободу выбора и время от времени сотрудничал с Россетти в дизайнерских проектах.

Первое деловое начинание
Попрактиковавшись на Красном доме, в апреле 1861 года Моррис и шесть его друзей собрались за обеденным столом, где в дружеской беседе окончательно оформилась идея – создать собственное дело. Друзья открыли компанию «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co», целью которой стал возврат к изделиям ручной работы в средневековом готическом стиле. Буквально через год компания стала известна, получила хорошую прессу и отзывы публики. С 1862 года Моррис оставил живопись и сосредоточился на разработке рисунков обоев. Первый дизайн назывался «Trellis» («Решетки») и стал весьма популярным. Работы было много, ежедневные поездки стали утомительными и Моррис с семьей переехал в Лондон.

«Morris & Co»
Несмотря на популярность, особых доходов компания «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co.» не приносила. В 1875 году Уильям Моррис выкупил фирму у своих у компаньонов и переименовал ее в «Morris & Co.». Уильям освоил ковроткачество и сам красил пряжу для своих шпалер и гобеленов исключительно натуральными красителями, работая с шерстью и шелком. Весной 1877 года фирма открыла магазин на Оксфорд-стрит, 449 и набрала штат квалифицированных сотрудников. В ассортименте была эксклюзивная мебель и керамика, декоративные ткани и вышивка ручной работы, созданные по эскизам самого Морриса и его друзей-художников. Продажи увеличились, а название фирмы «Morris & Co» стало очень популярно у богатых британцев.

В 1881 году Моррис взял в аренду бывшую ткацкую фабрику в Мертоне. Через три года здесь уже работало около ста мастеров, которые красили стекло и создавали витражи по эскизам Морриса. Компания расширялась: в 1883 году она вышла с собственной экспозицией на Международную ярмарку в Бостоне, и в том же году открылся фирменный магазин в Манчестере.

«Искусство и ремесла»
С 70-х годов XIX века в Англии начали создаваться Гильдии, объединяющие работников прикладного и декоративного искусства. Моррис, ратующий за квалифицированный ручной труд, стал во главе творческого объединения «Искусство и ремесла» (Arts & Crafts), которое окончательно сформировалось в 1888 году. В него вошли представители двух ранее основанных объединений – молодые архитекторы из Гильдии работников искусства (Art Workers' Guild), а также члены Группы пятнадцати, которую возглавляли дизайнер Льюис Ф.Дей и иллюстратор Уолтер Крейн. «Искусство и ремесла» оказало большое влияние на возрождение профессионального ремесленного труда, пришедшего в упадок после активной механизации различных производств, обусловленной прогрессом. Впоследствии эстетика объединения получила развитие и в других странах, став источником развития стиля модерн.

Литературная деятельность
Моррис почти всю свою сознательную жизнь писал стихи и занимался переводами известных авторов на английский язык. В 1867 году вышла в свет его эпическая поэма «Жизнь и смерть Ясона», а три года спустя – еще одна, «Земной рай», которая прославила имя Морриса как поэта. В 1876 году Моррис опубликовал свою собственную версию перевода «Энеиды» Вергилия, работал над исландскими сказками. В 1887 году вышла «Одиссея» Гомера в его переводе.

В 1890 году увидела свет книга Морриса «Вести ниоткуда» - социалистический роман-утопия. А в 1894 году вышла первая из книг фантастической трилогии Уильяма Морриса - «Лес за Гранью мира» («Юный Кристофер и прекрасная Голдилинд», 1895; «Источник на Краю мира», 1896) - смесь рыцарских романов и волшебных сказок, а также один из первых романов-фэнтези в истории мировой литературы.

Политическая деятельность
Первая социалистическая партия Великобритании - Демократическая федерация - была основана в 1881 году; Моррис присоединился к ней в январе 1883 года. В мае того же года он стал руководителем Демократической федерации. Моррис читал лекции по всей Британии, выступил на лондонской демонстрации, посвященной первой годовщине смерти Карла Маркса и тринадцатой годовщине Парижской коммуны. Ради дела, в которое он так верил, Моррис использовал все свои таланты: разработал членский билет партии, участвовал в создании манифеста. Он регулярно публиковал статьи в партийной газете «Справедливость», где подружился с другим автором, Джорджем Бернардом Шоу.

После разногласий с основателем партии, Генри Хайндманом, в декабре 1884 года Моррис основал Социалистическую лигу совместно с друзьями, перешедшими к нему из Демократической федерации. Фридрих Энгельс считал Морриса честным, но не имеющим практических навыков для помощи революции пролетариата.

Последние годы: витражи, гобелены, типография
Успешная деятельность «Morris & Co.» продолжалась: компания производила витражи и гобелены, в том числе серию «В поисках Святого Грааля». Многолетнее увлечение Морриса старинными манускриптами и их коллекционирование со временем выкристаллизовалось в еще одно увлечение-профессию, которую освоил Моррис. В 1891 году он организовал типографию «Келмскотт-пресс». Моррис разработал три стилизованных под старину шрифта, которые отлили для ручного набора книг. Он освоил методы старинной печати, обеспечил типографию бумагой, произведенной старинными методами, и нашел мастеров, которые изготавливали обложки по его эскизам. Издательство напечатало 23 книги авторства Морриса, среди изданий были произведения Суинберна и Раскина, Китса и Шелли. А вершиной стало издание произведений Джеффри Чосера – эти книги известны сегодня как Келмскоттский Чосер (1896), 87 иллюстраций для которого были созданы другом Морриса – Берн-Джонсом.

Годы не щадили Морриса: в начале 1890-х он часто болел, однако совершил еще несколько поездок по местам, связанным с культурными памятками Средневековья. Смерть матери подорвала его душевное состояние, а туберкулез усугубил физические недуги. Уильям Моррис скончался 4 октября 1896 года

 

Перейти к биографии