Малевич со словарем. Землянит, архитектон, всезверь и другие слова, имевшие вес во вселенной Малевича
Казимир Малевич был косноязычен и красноречив одновременно. Варвар и «безкнижник», когда он говорил, его начитанные собеседники слушали, разинув рты: в речах Казимира Севериновича было не меньше хтонического драйва, чем в его картинах. ЧуднЫе, дикие, царапающие слова окружали его дивным фонетическим облаком. Какие-то из них Малевич выдумал сам, другие вторгались в его судьбу, словно чувствуя, что здесь им самое место. Артхив собрал слова и аббревиатуры, имевшие отношение к жизни художника, и попытался разобраться, что все это значит.
Казимир Малевич был знатным баячом. "Первый всероссийский съезд баячей будущего": Михаил Матюшин, Казимир Малевич и Алексей Кручёных. Усикирко. Финляндия. 1913 г.
Архитектон
В 1923 году Казимир Малевич перешел на «3D-вещание» – начал создавать гипсовые модели, по виду напоминающие современные небоскребы, только без окон, дверей и прочей «предметной» шелухи. Малевич называл их архитектонами и отводил им роль универсальной формообразующей основы, принципа для любого архитектурного стиля, проще говоря, для Архитектуры Земли. Определение это Казимир Северинович не то, чтобы придумал. Скорее, позаимствовал и (на какое-то время) ввел в обиход: еще в древнерусском слово «архитектонъ» имело значение «главный строитель».
Планиты
Планиты – чертежи домов, в которых, по замыслу Малевича, должны будут обитать люди будущего. В отличие от архитектонов, планиты были снабжены бытовыми деталями вроде лестниц или окон. Не подумайте, впрочем, что чертежи эти были совместимы с реальностью в середине 20-х годов прошлого века. Достаточно сказать, что некоторые планиты задумывались как «воздушные» - архитектурные проекты Малевича опережали свое время как минимум на пару сотен лет.
Землянит
Землянит, согласно Малевичу, - человек из утопического будущего. Он не привязан к земле (ни в сельскохозяйственном смысле, ни в плане гравитации) и обитает в «воздушных планитах». Как видно из названия, землянит не имеет национальности. Кроме того, он презрел такие пережитки как политика, религия, традиционное «предметное» искусство. В общем, землянит – что-то вроде придуманного Велимиром Хлебниковым «будетлянина», только без принадлежности к движению кубофутуристов.
Всезверь
Усредненное и обобщенное воплощение земной фауны. В трактате «Супрематизм. Мир как беспредметность» Казимир Северинович высказывал сомнения насчет возможности мира и порядка в животном царстве. В присущей ему неповторимой манере он писал о неисправимой природе «всезверя»: «И действительно, если бы все животные устроили Междуживотное единое Государство, достигнут того, что все животное начало погибнет и что больше волк не пожелает пожрать зайца, лев корову. Но, не имея другой техники, как челюсти и зубы, вряд ли воздержатся от междуедения».
Кинореска
«Кинореска» - нечто среднее между кино и фреской – так, с оттенком пренебрежения Малевич называл фильмы, создатели которых, по его мнению, не использовали богатые возможности кинематографа. В статье «Кино, граммофон, радио и художественная культура» он сетовал, что кино идет тем же путем, что и старые живопись, скульптура и архитектура, что в «киноресках» за «барахлом и поцелуями не видать художественной формы».
«Итак, чтобы выражать посредством кино все это барахло, - писал Малевич, - нужно ему иметь свой собственный метод, как это было в свое время в живописном и скульптурном искусствах, метод освобождения от «кинореск мещанства». Но кино до сих пор не имеет своих методов освобождения. Кино находится во власти живописи и скульптуры - поэтому кино не является чем-то, у которого должно быть свое искусство, своя композиция, своя система и свой материал, как в живописи цвет, форма, законы отношений, а кино по своему существу есть временное явление».
Пролетарии всех стран
1918, 27×37 см
Госваал
Ваал – кровожадное божество, владыка всего сущего. Согласно Библии, почитатели Ваала сжигали ради него в огне собственных детей. Госваал («государственный Ваал») - неологизм, которым Малевич обозначил советскую власть, требующую жертвоприношений от деятелей культуры и искусства. «Искусство российское стало вновь содержанкой или проституткой Госваала, которую он отдает на те же нужды своим подданным», - писал Казимир Северинович в своей работе «Живопись».
Харчевое
Излюбленное словечко Малевича, которое он столь часто использовал в своих теоретических трудах, что сумел придать ему едва ли не новый смысл. «Харчевое» по Малевичу – не значит «связанное с заказами, гонорарами, карьерой, конъюнктурой и прочей товарно-денежной прозой». Вернее, значит не только это. Казимир Северинович трактовал понятие «харчевое» значительно шире – как синоним «предметного». «Харчевым делом» он считал и политику, и религию, и философию, и науку – все, что так или иначе было связано с материалистическим мировоззрением. «Харчевым искусством» называл всякое произведение, которое было призвано удовлетворять запросы публики – пусть даже исключительно эстетические.
Супремус №56
1916, 80.5×71 см
Супрематизм
Супрематизм (от латинского supremus – наивысший) – термин, которым Малевич окрестил направление в авангардистском искусстве, которое выражалось в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний – квадрата, круга, прямоугольника (их он называл «супремами). Изначально это слово обозначало превосходство цвета над другими свойствами живописи. Однако со временем приобрело и другой смысл – превосходство над остальными направлениями живописи. Разумеется, главная заслуга Малевича состоит не в том, что он придумал слово, а в том, что он изобрел сам супрематизм. Он сформулировал его принципы, популяризировал его во всем мире, сделал все, чтобы остальные выглядели подражателями или последователями. До него в XX веке провернуть нечто подобное удавалось разве что Пикассо с кубизмом.
Короче!
Складывается впечатление, что Казимир Малевич не мог сделать пары шагов, чтобы не вступить в какой-нибудь ГИНХУК, ГАХН или УНОВИС. При желании, всю его биографию можно пересказать одними аббревиатурами.
1920. Группа УНОВИС. Витебск
МУЖВЗ
Московское училище живописи, ваяния и зодчества – одно из самых престижных учебных художественных заведений в царской России. Казимир Малевич пытался поступить в него четыре раза. Позднее он будет рассказывать, что из училища он ушел, поскольку не сошелся с преподавателями во взглядах. Он даже сочинит историю про бунт, якобы учиненный на пару с Маяковским. Правда же состоит в том, что Казимиру Севериновичу ни разу не удалось сдать вступительные экзамены.
ВРК
Военно-революционные комитеты – временные чрезвычайные органы пролетарской власти. В 1917 году московский ВРК назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей (главным образом, ценностей Кремля). Фактически на него были возложены те же функции, что и на Гюстава Курбе во времена Парижской коммуны. К счастью, какую-нибудь свою Вандомскую колонн» Малевич снести не успел.
Наркомпрос
Народный комиссариат просвещения РСФСР. В 1918-м Малевич был избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. А в 1929-м Анатолий Луначарский назначил его народным комиссаром ИЗО Наркомпроса.
ГАХН
Государственная академия художественных наук – научно-исследовательское учреждение, действовавшее в Москве в 20-е годы прошлого века. Малевич читал здесь доклады, в том числе – знаменитый «О прибавочном элементе в живописи».
ОСА
Объединение современных архитекторов – творческая организация (зарегистрированная при ГАХН), в которой состоял Малевич.
ГИНХУК
Государственный институт художественной культуры - советское научное учреждение в Петрограде-Ленинграде. С момента основания ГИНХУКа в 1923 году Казимир Малевич занимал пост его директора. Кроме того, он руководил формально-теоретическим отделом института. В 1926 году в газете «Ленинградская правда» вышла статья-донос «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУКа. Малевич в статье не упоминался, зато упоминались «сооружения, сложенные из прямоугольных кусков белого гипса» - должно быть, архитектоны. Как бы то ни было, власти обратили внимание на «никому не нужное художественное рукоблудие или контрреволюционную пропаганду», и институт – как самостоятельное учреждение – прекратил свое существование.
Директор ГИНХУКа. Ленинград. 1926 г.
Главнаука
Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями – орган, в задачи которого входила координация и материальное обеспечение организаций научно-культурного профиля. Именно в Главнауку Малевич прислал письмо, в котором просил отпустить его в Европу пешком (у него не было денег на билеты): выйдя из Ленинграда 15 мая, он планировал дойти до Парижа к 1 ноября.
ЛФЗ
Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова (до революции известный как Императорский фарфоровый завод»). В 1922-м дирекция ЛФЗ пригласила к сотрудничеству Малевича и тот основал при заводе «лабораторию форм», где создал знаменитые супрематические «получашки» и чайник.
ОГПУ
Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР. В 1930-м Малевич был арестован ОГПУ как «германский шпион», и просидел в «Крестах» около трех месяцев.
УНОВИС
В 1919 году в Витебске Казимир Малевич основал художественное объединение МОЛПОСНОВИС – «Молодые Последователи Нового Искусства». Вскоре он сократил название до «ПОСНОВИС», а потом переименовал группу в «УНОВИС» - «Установители Нового Искусства». Эта организация имела свою символику, свою собственную обрядность (к примеру, на рукавах «бойцы» УНОВИСа носили нашивки с черным квадратом), напоминала, скорее, секту, нежели сообщество художников, и быстро обрастала слухами, мифологией, последователями. Вскоре филиалы УНОВИСа появились в Смоленске, Перми, Саратове, Москве, а супрематическое учение Малевича начало выходить за рамки живописи.
Известный архитектор Лазарь «Эль» Лисицкий (сыгравший важную роль в том, что супрематизм проник в мировую архитектуру) называл свои работы «проунами» - «проектами утверждения нового». Это запоминающееся звучное сокращение выигрывало на фоне громоздких «молпосновисов» Малевича. Казимир Северинович слегка завидовал, жалел, что не он придумал это ладное слово. Однажды, услышав о «проунах», с тех пор он называл Лисицкого исключительно «лисой». Впрочем, в какой-то мере он сумел поквитаться с Лисицким, назвав свою дочку Уной.
Казимир Малевич с дочерью Уной. Витебск, 1920-е.
Автор: Андрей Зимоглядов
Автор: Андрей Зимоглядов
Чайник с крышкой
1923, 16.6×22.3 см