войти
опубликовать

Франческо
Клементе

Италия • родился в 1952

Биография и информация

Франческо Клементе (23 марта 1952, Неаполь, Италия) — итальянский художник, работающий в стиле неоэкспрессионизма.

Особенности творчества художника Франческо Клементе: художник принимал самое активное участие в итальянском трансавангардном движении 1980-х годов, уйдя от формализма в сторону фигуративности, символизма и образности. Франческо Клементе обожал творческий эксперимент и не ограничивался одной лишь живописью, используя в картинах и работах множество разнообразных техник – графику и фрески, мозаику и скульптуру. Увлечение художника индийской культурой и философскими традициями нашло отражение в его картинах, наполненных мистическими и медитативными образами. Франческо Клементе сотрудничал с такими мастерами, как Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, создал ряд иллюстраций к произведениям знаменитых поэтов-битников Аллена Гинзберга и Грегори Корсо. Наряду с Георгом Базелицем и Ансельмом Кифером творчество Клементе стало толчком к возрождению мирового интереса к искусству европейских художников.

Известные работы художника Франческо Клементе: «Вода и вино», «Автопортрет с черными перчатками», «Карта того, что легко», серия картин «Четырнадцать станций».

Детство и юность художника прошли в Неаполе, который Франческо с любовью называл «древнегреческий город». В 18 лет он поступил в Университет Рима, где изучал архитектуру. Здесь он познакомился и подружился с представителями движения «арте повера», художниками Луиджи Онтани и Алигьеро Боэтти. Архитектура была заброшена, Франческо увлекся живописью и сделал это смыслом своей жизни.

В своем раннем творчестве Франческо Клементе предпочитал работать на бумаге – художник создавал чернильные рисунки, темой которых были сны и детские воспоминания. Первая персональная выставка Клементе прошла в 1971 году, в только что открывшейся римской Galleria Giulia. Несмотря на дружбу с представителями «бедного искусства», художник предпочитал более традиционные техники и представил публике свои коллажные работы.

В 1973 году вместе с другом и наставником Алигьеро Боэтти художник впервые посетил Индию. Клементе поселился в Мадрасе, обзавелся студией и погрузился в изучение религиозных и духовных традиций, а также народного искусства и ремесел. Друзья увлеклись философскими концепциями буддизма, особенно их привлекало учение об анатмане, которое отрицает неизменность души и ее обособленность. Художник два года изучал религиозные тексты в библиотеке местного Теософского общества. Свою личную интерпретацию концепции «не-я» Клементе впоследствии неоднократно отобразил в своих картинах, а также в автопортретах.

Известность художника росла, в 1980 году Франческо Клементе принял участие в Венецианской биеннале. Его работы, насыщенные эротическими образами и человеческими искаженными фигурами, критики трактовали как возвращение к фигуративности, как противопоставление абстракционистским течениям, главенствовавшим до той поры в мировом искусстве. В европейском прочтении это направление получило название «трансавангард», в американском – «неоэкспрессионизм». В начале 1980-х Клементе создал серию из двенадцати картин, которую назвал «Четырнадцать станций». В 1983 году эти работы были показаны в лондонской галерее Уайтчепел. Франческо Клементе много экспериментировал в техниках живописи, работал с редкими материалами, вроде старинной тряпичной бумаги ручной работы, сотрудничал с индийскими художниками - мастерами миниатюры. Результатом стала серия работ «Pinxit».

В 1982 году Клементе переехал в Нью-Йорк и вместе с женой, театральной актрисой Альбой Примикери, и поселился в Гринвич-Виллидж . Он быстро обзавелся знакомствами среди американских художников и в 1984 году создал ряд совместных работ со знаменитым мастером поп-арта Энди Уорхолом и восходящей звездой стрит-арта Жан-Мишелем Баския. В сотрудничестве со знаменитым поэтом-«битником» Алленом Гинзбергом художник выполнил несколько уникальных иллюстративных проектов.

Мастер постоянно находился в творческом поиске и никогда не ограничивал себя техникой, сюжетом или материалами. Франческо Клементе использовал и масло, и акварель, и графику, его живопись отличают яркие цвета, но он с легкостью может удариться в нуар, если этого требует идея. Художник много путешествовал, побывал в Афганистане и на Ямайке, объездил юго-запад Америки, где приобрел мастерскую в Нью-Мексико, часто возвращался в город своего детства – Неаполь, регулярно приезжал в Индию. В 1995 году Франческо Клементе предпринял путешествие по Гималаям, в течение 51 дня похода предаваясь медитациям и рисуя ежедневно по одной картине акварелью.

Художник попробовал себя на актерском поприще, сыграв несколько эпизодических ролей. Для киноленты Альфонсо Куарона «Большие надежды» (1998) по мотивам одноименного произведения Чарльза Диккенса Клементе нарисовал более 200 произведений.

В 1999-2000 гг Музей Гуггенхайма показал своим зрителям большую ретроспективу живописи и других произведений Франческо Клементе. Крупные персональные выставки художника прошли в Национальном археологическом музее Неаполя (2002-03) и Ирландском музее современного искусства в Дублине (2004). В 2008 году Клементе принял участие в проекте Метрополитен-опера, для которого создал портреты восьми «звездных певцов».

«Я считаю, что существует такая вещь, как воображение, разделяемое различными созерцательными традициями. Моя цель - собрать изображения и ссылки на эти традиции и связать их с эмоциями сегодняшнего дня и общим опытом» - так описывает свою художественную концепцию сам Франческо Клементе. Сегодня художник живет и работает в Нью-Йорке. Картины Франческо Клементе хранятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Художественного института Чикаго, Художественного музея Базеля, лондонской галереи Тейт.