Неоэкспрессионизм (
Neo-expressionism) – направление в европейском и американском искусстве 1970-х – 1980-х годов. Живопись художников-неоэкспрессионистов отличалась агрессивной манерой исполнения и сочетала примитивизм и эмоциональность. Авторы выражали социальный протест, экспрессию, ярость с помощью ярких красок и многокомпонентных фактур, как холст использовали доступные поверхности – от традиционного полотна до городских стен. Творчество завоевало свободу в выборе выразительных средств, материалов, тем и способов выражения внутреннего мира автора, уменьшило контроль разума и законов логики над подсознанием художника и зрителя.
В конце 1970-х годов концептуализм и минимализм утратили свои позиции, художники стали возвращаться к традиционным формам живописи. В обществе появился запрос на образное, живое и эмоциональное искусство, доступное для понимания. В Европе и Америке стали популярны авторы «нового духа и времени», в Германии их называли «новые дикие», во Франции – художники «новой фигуративности, в США – представители «плохой живописи».
Неоэкспрессионисты сознательно уклонялись от традиционных принципов и веками применяемых техник и материалов, не стремились стать коммерчески успешными и создавали впечатление скандалистов, «плохих парней» в поисках осуждения критиков и искусствоведов. Авторы не руководствовались эстетикой красивого, гладкого и комфортного для глаз искусства. «Панки от живописи» превозносили дисгармонию и эстетику безобразного, эпатировали и вызывали эстетический шок.
Неоэкспрессионизм содержал в себе массу тематических линий: любовные и сакральные сюжеты, исторические события, мифы и легенды, экзотика народных традиций, социальные и экономические проблемы. Сюжетные линии смешивались и переплетались в атмосфере игры, ностальгии, иронии, романтической меланхолии и дерзкой фантазии. Художники предпочитали создавать картины больших размеров, а в качестве материалов выбирали как синтетические и органические краски, так и песок, стекло, черепки, куски дерева и ткани. Краски ярких насыщенных цветов набрасывали крупной кистью резкими размашистыми движениями, позволяли каплям свободно стекать. Предметы и человеческие фигуры авторы изображали узнаваемыми, но разделяли их на сегменты, поворачивали вокруг оси, разбрасывали среди городских пейзажей хищных животных, черепа или детские игрушки. Фактура полотна оставалась грубой, необработанной и многоуровневой. Каждый художник создавал картину-манифест, наполнял произведение агрессией и нервным напряжением, позволяя себе экспромт исполнения и зрителю – свободу трактовки.
Картины и скульптуры стиля неоэкспрессионизм: «
Поле», «Обнаженный человек» 1962, «
Дорожный рабочий» 1973 Георга Базелица; «
Крещение», «
Отвратительные либералы» 1982, «
Неизвестный гений из дельты Миссисипи» 1983, «
Верхом на смерти» 1988 Жана-Мишеля Баскии; «Живопись, сигареты, еда» 1972, «Голова и бутылка» 1975, «Пара в постели» 1977 Филиппа Густона.
Художники и скульпторы неоэкспрессионизма:
Жан-Мишель Баския,
Георг Базелиц, Нейтан Оливейра, Маркус Люперц,
Дэвид Салле,
Франческо Клементе,
Филипп Густон.