Регистрация
Одилон Редон
Одилон
 Редон
Франция 1840−1916
Подписаться83                
Подписаться83                
Биография и информация
 

Учился в Школе изящных искусств в Париже (с 1861) у Ж. Л. Жерома. Был близок к писателям-символистам, а также к художникам «наби». На основе ассоциаций с природными формами создавал мир фантастических существ и, вводя в него вполне реальные детали, добивался эффекта смешения сна с явью, болезненно-мистической недосказанности (серии литографий — «В мире мечты», 1879, «Эдгару По», 1882, «Ночь», 1886, «Апокалипсис свыше Иоанна», 1889). Писал тонко декоративные натюрморты.

Одилон Редон родился в 1840 г. в городе Бордо, в аристократической семье. Детство провел в родовом имении Пейрельбад. Учился в Бордо у акварелиста Горена, затем в Париже у Жерома. Существенную роль в формировании мировоззрения и вкуса молодого художника сыграла встреча с Арманом Клаво — ботаником, обладателем огромной библиотеки. Именно он познакомил Редона с творчеством Бодлера и Эдгара По, мировыми философскими учениями, а также миром растений и микроорганизмов. Все это впоследствии нашло оригинальное воплощение в его полотнах и гравюрах, соединивших в себе реальность и болезненно-мистическую фантазию.

В 1863 г. Редон познакомился с художником и гравером Родольфом Бреденом, в мастерской которого он овладел техникой литографии и гравюры на металле. Мистические фантазии Бредена подстегнули воображение художника, создавшего индивидуальную иконографию, основанную на гротеске и иллюзиях в духе Гойи.

В 1867 г. Редон впервые выставился в Салоне, показав одну из своих гравюр.

В 1870 г. Редон перебрался в Париж; работал, главным образом, углем («Глаз как шар»), занимался тоновой литографией. В середине 1870-х гг. он посетил Голландию, где серьезно изучал творчество Рембрандта.

В 1879 г. Редон создал первую серию литографий — «В мечте». Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами — тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, — несёт на плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями.

Вслед за серией «В мечте» выходят и другие альбомы литографий Редона — «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «Памяти Гойи» (1885), «Ночь» (1886), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Сновидения» (1891). Фантастические мотивы его эстампов, проникнутые верой в существование мистического внутреннего зрения, напоминают обрывки сновидений.

В 1881 и 1882 гг. прошли персональные выставки художника. На второй выставке молодой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами… сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…» («Улыбающийся паук», 1881). Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты. В дальнейшем в его творчестве постоянно будут возникать близкие его мироощущению темы и образы, заимствованные из поэзии и музыки («Ворон», 1882; «Беатриче», 1885; «Парсифаль», ок. 1912).

Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им. «Редон — мечтатель, провидец, — писал Гоген. — Природа таинственна и бесконечна, она наделена воображением… и доказывает это неизменным многообразием своих творений. Художник сам является одним из орудий природы, и Редон представляется мне одним из избранных продолжателей ее дела. Мечты его становятся реальностью благодаря правдоподобию, которое он придает им».

Постепенно Редон оставил графику. Его живописные работы наполнены теми же фантастическими образами («Мистическая барка», ок. 1890—95; «Тайна»). Холсты мастера подобны эмалям: яркие и сочные цвета доминируют в них («Будда», ок. 1905).

Редон нередко обращался к античным мотивам: «Красный сфинкс» (ок. 1912), «Колесница Аполлона» (1912), «Рождение Венеры» (1912), «Циклоп» (ок. 1914). Писал также красочные пейзажи и удивительные натюрморты с изображением невероятной красоты цветов («Ваза с цветами», 1914), иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединяются в яркие декоративные композиции, реальные и фантастические одновременно («Цветы», ок. 1903). Женская головка придаёт им изысканность и лёгкость («Две девочки среди цветов», ок. 1905—12).

В Осеннем салоне 1904 г. творчество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.

Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций.

Читать дальше
Работы понравились
+33

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 220 работ
Одилон Редон. Безмолвие
6
Безмолвие
54×54 см
Одилон Редон. Портрет Виолетты Хейманн
3
Портрет Виолетты Хейманн
1910, 92×72 см
Одилон Редон. Циклоп
5
Циклоп
1914
Одилон Редон. Закрытые глаза
1
Закрытые глаза
1890, 24×31 см
Одилон Редон. Плененный Пегас
2
Плененный Пегас
1889, 29×34 см
Одилон Редон. Беатриче
2
Беатриче
1897, 31×35 см
Одилон Редон. Женщина, спящая под деревом
1
Женщина, спящая под деревом
Одилон Редон. Женщина с полевыми цветами
4
Женщина с полевыми цветами
Одилон Редон. Св. Себастьян
1
Св. Себастьян
Посмотреть все 220 работ художника
HELP