Фернан Кнопф, полное имя Фернан-Эдмон-Жан-Мари Кнопф (12 сентября 1858, Гремберген, близ Дендермонде, Фландрия — 12 ноября 1921, Брюссель) — ведущий представитель бельгийского символизма, художник, писатель, искусствовед.
Фернан Кнопф играл большую роль в искусстве своего времени. Его влияние на многих художников бесспорно. В первую очередь оно сказалось на немецком символизме, югендстиле, отразившись на видении Франца фон Штука, а также на творчестве австрийца Густава Климта.
Особенности творчества художника Фернана Кнопфа: в своих картинах Кнопф был настоящим денди. «Его творчество можно выразить в четырех словах - …гордость, изоляция, жестокость и презрение. У него также был фанатичный интерес к точности: композиции его никогда не были случайными, каждый эффект рассчитывался, каждая деталь имела точное место и преднамеренность своего появления». Эту математическую точность сопровождал сказочный антураж. Кнопф любил работать с темными, слегка «болезненными» тонами, благодаря чему его полотна будто пропитаны мистическим духом. Атмосфера тишины и задумчивости, изоляции и меланхолии неизменно присутствуют в его живописных работах.
Так художник выражал свой подход к символизму. Кнопфа привлекали темы самоанализа, искушений, тайн и загадок. Часто художник сосредотачивался на мифологических образах, особенно на женских обликах, предстающих в виде сфинксов и химер. Но более всего художника занимал образ, найденный символистами – дуалистический лик «роковой женщины», рыжеволосого ангела с прямым носом и точеным подбородком. Кнопф живо интересовался сном и сновидениями, поэтому ещё одним любимым героем его картин и скульптур стал греческий бог сна Гипнос.
Что касается техник и жанров, творчество Кнопфа не знало границ: он работал с графикой, пастелью, иллюстрацией, фотографией, также со скульптурой, занимался оформлением зданий.
Самые известные картины Фернана Кнопфа: «Искусство. Нежность сфинкса», «Я дверь закрою за собой», «Воспоминания», «Безмолвие», «Портрет Маргерит Кнопф».
Средневековая обитель
Фернан Кнопф родился в богатой аристократической семье заместителя прокурора, имел братьев и сестер. Одно из живописнейших мест в Европе, средневековый город Брюгге, стал для Кнопфа родным. Семья художника жила в трехэтажном доме, с окнами, открывающимися прямо над медленно текущим каналом. Идеальный вид для созерцания и меланхолии.
Покинув Брюгге, художник всю жизнь боялся в него вернуться, боялся, что переменившийся облик города осквернит его детские воспоминания. И не зря: в начале 20 века Брюгге посещает все больше туристов, не оставляя места знакомой и столь дорогой Кнопфу атмосфере. Лишь раз, вроде бы в 1907 году художник все же вынужден был приехать в Брюгге. Однако пересек он родной город на извозчике и в специально изготовленных черных непроницаемых очках.
В поздних своих работах Кнопф, будто желая хотя бы мысленно вернуться в детство, снова и снова, в течение сорока лет, будет воспроизводить фантастические виды Брюгге. Самый лучший, пожалуй, из этой серии - «Заброшенный город».
В Брюссель семья Кнопфов переехала в 1864 году. Часть летних каникул Фернан проводил в Тилле, деревушке в провинции Люксембург, где находилось имение его бабушки и дедушки по материнской линии. Виды этой деревни Кнопф также запечатлеет в своих работах.
Выбор пути
Поскольку среди членов семьи Кнопфа больше всего было юристов и судей, Фернан в угоду отцу поступил в юридическую школу Брюссельского университета. Однако интерес к юридическим исследованиям в нем так и не пробудился. Зато к чтению пристрастился серьезно. Бодлер, Флобер, Леконт де Лиль и другие, прежде всего французские писатели, захватили будущего художника. Вскоре вместе с младшим братом Жоржем, разделявшим его страсть к поэзии, Кнопф вступил в писательскую группу «Молодая Бельгия».
После года обучения в университете Кнопф бросил юриспруденцию и стал изучать искусство и литературу в Королевской академии изящных искусств Брюсселя. Преподавал и вдохновлял его художник Ксавьер Меллери. А знаменитым сокурсником Кнопфа стал Джеймс Энсор, которого он, впрочем, сразу невзлюбил.
Будучи ещё учеником, Кнопф заслужил признание писателя Филиппа Жюллиана, отметившего в нем одного «из тех редких декадентов, что являются художниками и эстетами». С успехом Фернан вливается и в светскую жизнь.
«Весьма проницательные металлические глазки, слегка заостренный подбородок, презрительный рот… прямая осанка, безупречный костюм, простота манер. Отвращение к неряшливости. Вчерашний пастор, почти превратившийся в денди».
Эмиль Верхарн
Во время пребывания в Париже между 1877 и 1880 годами Кнопф познакомился с работами Делакруа, Гюстава Моро, Энгра и Стивенсона, а также с творчеством прерафаэлитов Милле и Берн-Джонса. Все это произвело на него впечатление и сказалось на его дальнейшем художественном пути. В последний год обучения в Акадкмии Кнопф стал пренебрегать уроками и на некоторое время переселился в Пасси, где посещал бесплатные курсы Жюля Жозефа Лефевра (в Академии Джулиана).
Не тайные общества
Выход на художественную сцену для Кнопфа состоялся в бельгийском выставочном обществе L'Essor в 1881 году. Среди резкой критики - всего один восхищенный отзыв Эмиля Верхарна. В его лице Фернан найдет надежного сторонника, а также автора своей первой монографии. В следующем году Конпф снова дебютирует - уже как художник-символист. Он посвящает свои работы литературе, в первую очередь Гюставу Флоберу.
В 1883 году Кнопф вместе с Джеймсом Энсором стал одним из основателей художественной группы Le Groupe des XX (Общество XX). Группа не имела конкретной стилистической направленности, а поддерживала разные новые направления в искусстве, в том числе авангардные, предоставляя возможность молодым художникам заявить о себе. Ежегодно Двадцатка устраивала в Брюсселе художественную выставку, где могли принимать участие как члены группы, так и приглашенные живописцы.
Вскоре Фернан познакомился с французским писателем Жозефином Пеладаном, будущим главой ордена розенкрейцеров. Художник взялся за создание обложки к новой книге Пеладана Le Vice suprême («Верховный порок»), однако уничтожил работу. Дело в том, что знаменитая певица Роуз Карон узнала себя в портрете персонажа Le Vice suprême Леоноры д'Эсте. Ее оскорбил этот факт, дива подняла скандал в прессе. Впрочем, Кнопфу это сыграло на руку. Его известность как художника значительно возросла. Работа с Пеладаном продолжилась, Кнопф иллюстрировал его произведения, а также стал почетным гостем на выставке парижского «Ордена Розы и Креста», где вскоре сам представил свои творения. В будущем местом регулярных выставок и частых визитов Кнопфа станет любимая Англия.
Будучи англофилом, он старался убедить всех в своих британских корнях. Правда, его предки были отнюдь не англосаксами, а имели португальские и австрийские корни. Тем не менее, Кнопф поддерживал легенду о знакомстве с художником Данте Габриэлем Россетти, хотя впервые посетил Англию уже после смерти великого прерафаэлита.
Поиски смысла и вдохновения
Кнопф быстро разочаровался в академической и импрессионистической живописи, как он считал - лишенных духовного смысла, и разработал собственный стиль. Художнику было важно точно отразить внешний облик модели, передавая и душевное волнение, особое напряжение внутреннего состояния. Ему важна была тайна, загадка личности. Этот подход Кнопф с успехом применял в портретной живописи и заслужил популярность в брюссельском обществе, особенно среди городской элиты. Несмотря на распад Общества XX, карьера Кнопфа шла в гору. Его кисти принадлежат портреты Жанны Кефер, Мари Монном, Жанны де Бауэр, детей Луи Неве и два портрета его сестры Маргариты. Надо сказать, Фернан часто выбирал Маргариту в качестве модели, в основном работая с её фотографиями. Ходили слухи о его влюбленности в неё.
Вдохновляла художника поэзия, примером тому служат работы «Кто избавит меня» и «Я дверь закрою за собой»: названия взяты из строк поэтессы Кристины Россетти, сестры знаменитого живописца. Картина «Я дверь закрою за собой» на первый взгляд кажется реалистичной, но, приглядевшись, можно заметить несвязность перспектив. Считается, что Кнопф пользовался монтажом при организации символики, прибегал к коллажу и не чураясь идей кубизма.
Пожалуй, самая известная работа Кнопфа - «Сфинкс». Это вариация «Эдипа и Сфинкса» Гюстава Моро (1864). У сфинкса тело леопарда и женское лицо, а именно - лицо сестры Фернана, Маргариты. Рядом юноша-андрогин, впрочем, тоже не лишенный черт все той же Маргариты. У этой сцены много трактовок и интерпретаций, но самая простая имелась у самого у Кнопфа. Для него картина представляет аллегорию выбора – власть или удовольствие.
К первой выставке Венского сецессиона в марте 1898 года Кнопф подготовил коллекцию из 21 своего произведения, вызвавшую огромное восхищение аудитории. Среди публики оказался и Густав Климт, в чьем творчестве отныне будет заметно влияние бельгийского живописца.
Храм творческого гения
Не менее Климта вдохновленный Венским сецессионом, Фернан принялся за новый грандиозный проект.
С 1900 по 1902 года художник занялся дизайном собственного дома и студии в Брюсселе. Здесь нагляднее всего выразилась его собственная личность, дом напоминал его картины и воплощал мечты. Здание увенчано статуей богини Афины, а внутренне убранство, оформленное белыми, синими и золотыми оттенками, где чернели только рамы, двери и окна, напоминало театральные декорации. Здесь все носило символический характер. Дом стал «храмом самого себя», где все устроено для процветания дара творца. Над входной дверью был начертан девиз «Мы владеем только собой», а сам художник в мастерской писал свои картины посреди золотого круга, очерченного на белом мозаичном полу.
Здесь же в мастерской находился алтарь бога Гипноса, который для Кнопфа играл роль персонального символа. По словам художника, Гипнос был единственным богом, в чью реальность он верил. От имени бога Гипноса произошел современный медицинский термин «гипноз». Вся Европа рубежа XIX – XX веков увлекалась этим феноменом, как и спиритическими сеансами. В психотерапии гипноз практиковали Фрейд и Шарко. Однако Кнопф видел в Гипносе ещё и символ забвения, некий совершенно иной, особый уровень восприятия и состояния разума.
Через год после смерти художника студию продали, а в 1930-е годы дом Кнопфа снесли, с одобрения его семьи.
На благо общества
Фернан Кнопф работал над общественными проектами – выступал иллюстратором, декоратором, скульптором, писателем, фотографом и дизайнером. Среди первых работ – эскизы к спектаклям по пьесе Жоржа Роденбаха «Мираж» в 1903 году, проходивших в Немецком театре в Берлине. В дальнейшем Кнопф сотрудничал с оперным театром «Королевский театр де ла Моннье», оформив более дюжины их постановок в качестве декоратора и дизайнера костюмов. Он работал над декором «Свадебного зала» новой Ратуши, музыкальной комнаты дворца Стокле в Брюсселе – знаменитые объекты.
В изоляции и в почете
Кнопф был человеком довольно замкнутым и вел уединенный образ жизни, однако ещё при жизни получил мировую известность и признание, был награжден бельгийским Орденом Леопольда. В 1910-х годах выставки работ художника проходили по всей Европе. Несмотря на ухудшающееся здоровье и слабеющее зрение, живописец продолжал творить, а также давать уроки рисования и писать о художниках и об искусстве.
Фернан Кнопф ушел в мир теней и сновидений в 1921 году в Брюсселе в возрасте 63 лет.
Автор: Ирина Фрыкина