Орацио Джентилески по праву считается лучшим и талантливейшим учеником школы Караваджо. Получив образование художника от брата и дяди в духе флорентинского маньеризма, Джентилески в 1580 году уезжает в Рим, где пишет фрески для Ватиканской библиотеки. Около 1600 года занимается алтарной и станковой живописью, присоединяется к группе художников вокруг Караваджо. Однако в своих работах соединяет стиль Караваджо с построением композиции и цветностью тосканской школы.
От периодов пребывания художника в Генуе (1621—1623) и в Париже (1623 или 1624) его картины не сохранились. С 1625 года и до своей смерти живёт в Англии и занимает должность придворного художника короля Карла I.
Итальянский живописец периода караваджизма и раннего барокко. Собственно, настоящая фамилия Ломи (Lomi). Представитель семьи выдающихся художников, один из наиболее талантливых мастеров в кругу последователей Караваджо. Начинал работать во Флоренции во второй половине 16 века, был учеником и помощником своего дяди-живописца. Решающее влияние на живописную манеру Орацио Джентилески оказали произведения Караваджо, увиденные в Риме в конец 1590-х годов. Джентилески испытав влияние ранних работ Караваджо, перешел к масляной живописи и написанию полотен небольшого формата на сюжеты религиозного, мифологического содержания, а также полуфигур (так называемых портретов-типов).
В картинах живописца «Мадонна с младенцем» (Флоренция, собрание Контини-Бонакосси), «Явление Ангела Святой Цецилии, Валериану и Тибурцию» (Милан, Пинакотека Брера), «Святой Христофор» (Берлин, Национальная галерея), «Святая Цецилия с ангелом» (Рим, Галерея Корсини) образы святых наделены лирическим, созерцательным характером, порой, изображены в пейзаже. Светотень передана значительно более мягко, чем у Караваджо, изысканна и разнообразна цветовая гамма, строящаяся на сочетании голубых, сиреневых, желто-лимонных цветов. Не холодный резкий, а более нежный серебристый свет бликует на поверхности костюмов. Жестковатый рисунок и эмалевая поверхность, порой, напоминают манеру Бронзино. Развитием реалистической традиции Караваджо явились изображения полуфигур («Лютнистка», около 1626, Вашингтон, Национальная галерея), «Давид» (Дублин, Национальная галерея), в написании которых в наибольшей степени проявилось самобытное дарование Джентилески. Этот новый для 17 столетия вид живописи оказал значительное влияние на развитие национальной реалистической традиции. Порой, это образы наделенные некоторой театральной холодностью («Давид»), но написанные с великолепным живописным мастерством в передаче вещественного окружения.
Орацио Джентилески также работал в Генуе и Турине (1621-1624), где познакомился с живописью Ван Дейка. В 1625 Джентилески посетил Париж, а в период 1626-1647 годов работал в Англии при дворе Карла I в Лондоне. В поздних работах — «Отдых на пути в Египет» (Лувр; Вена, Художественно-исторический музей), «Даная» (около 1621, Кливленд, Музей искусств), «Благовещение» (1623, Турин, Галерея Сабауда), усиливаются классические черты: колорит становится более светлым, большую рассудочную четкость приобретает рисунок и распределение света и тени композиции — классическую ясность построения. Однако художнику удается избегать слащавости и сентиментальности.
Картины художника Орацио Джентилески богаты тонкостью светотеневой моделировки, легкостью серебристого света, бликующего на поверхности тканей, изысканностью светлой холодной световой гаммы. Произведения Джентилески, как одного из представителей итальянского караваджизма, отличаются лирической созерцательностью, свободой композиционных решений, тонкостью светотеневых переходов и изысканностью светлого колорита («Святая Цецилия», Национальная галерея, Рим; «Даная», Музей искусства, Кливленд; «Лютнистка», Национальная галерея искусства, Вашингтон). Искусство Джентилески оказало влияние на мастеров Северной Европы, в частности, художники Голландии и Фландрии, работавшие в Италии («романисты»), ценили его мастерство в передаче холодного дневного освещения, придающего особую поэтичность и элегичность пейзажу и образам.