Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
13 статей  •  3 теста

Парад в царствование Павла Первого

Предложить название
1907, 82×59 см • Акварель, Гуашь, Бумага, Картон  • 
Альтернативные названия
  • Парад при Павле I

Описание работы «Парад в царствование Павла Первого»

«Парад при Павле I» входит в «Русский цикл» Бенуа. Картины этой серии он писал в период с 1907 по 1910 гг. Они предназначались для издания для школьников «Русская история в картинках» («Картины по русской истории») Иосифа Кнебеля – одного из крупнейших и популярнейших в то время книгоиздателей. В этом издании можно встретить иллюстрации Аполлинария и Виктора Васнецовых, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере.

Перед нами – зимний день, сыплет снег. Весь задний фон занимает строящийся Михайловский замок. Справа на коне сам император, за ним его сыновья. Слева обезумевший от ужаса солдат марширует к Павлу I. Стоит вспомнить, что эпоха Павла I была эпохой бессмысленной муштры и императорского произвола. «…казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский (…) и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать», – описывает правление Павла I Николай Карамзин в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях».

Второй план продолжает ту же историю – марширующие полки, бегущие за ними солдаты, подхватающие на лету упавшие головные уборы. Картина не может похвастаться передачей чувств, да и внимания к деталям мы здесь не обнаружим. Очевидно, что художник пишет в первую очередь действие, а не пейзаж или архитектуру. Место узнаваемо, и это главное, что о нем можно сказать. Событийная часть, безусловно, превалирует над обстановкой. По сути, перед нам литературный сюжет. Художественный критик Сергей Маковский сравнил картину с «городком в табакерке с оловянными солдатиками». Иллюстрации в издании Кнебеля действительно сопровождались длительным словесным описанием.

Сам Бенуа говорил, что писать исторические картины для него – неизъяснимое, абсолютно алогичное удовольствие. Всей душой ненавидя рабский строй и военную муштру, он испытывал странное наслаждение, когда переносил это на холст: «Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения».

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Модерн, Акварель, Гуашь

Эта работа в подборках пользователей

  • Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»
  • Китайский павильон. Ревнивец
  • Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга
Александр Бенуа
4 работы • 0 комментариев
  • Приезд институтки к слепому отцу
  • Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
  • Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
Жанровая сцена
1 710 работ • 0 комментариев
  • "Осень"
  • Спиральная
  • Золотой век
Стиль: 25 Модерн
2 495 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга
2
Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга

1916
Золотой век
0
Золотой век

1919, 137×423.3 см
Текстильщицы
4
Текстильщицы

1927, 171×195 см
Скачет красная конница
81
Скачет красная конница

1932, 140×91 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.